Авиакомпания победа безопасность. Мой опыт полета на "победе" или почему я больше не полечу этой авиакомпанией

Постоянно растущий уровень безопасности полетов каждый год приносит плоды в отрасли авиации. Еще в период с 1982 по 1991 год по отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) индекс безопасности полетов Советского Союза составлял 0,08. В странах СНГ он доходил до 0,1 и чуть получше в США – 0,02. За показатель бралось отношение числа происшествий на 100 тыс. часов полета.

Внимательный анализ причин трагедий и управление безопасностью полетов вывели авиаперелеты на уровень доверия со стороны пассажиров. Опубликованные компанией IATA в 2014 г. цифры показали, что на 4,4 млн. полетов приходится 1 происшествие.

По данным Всемирного Фонда, с января 2018 года по декабрь 2019 года зафиксировано более 20 воздушных происшествий, в результате которых погибло более 700 человек. Указано что в расчет брались только гражданские самолеты с вместительностью более 14 мест.

Чтобы постоянно держать пассажиров в курсе событий авиаперевозок, ИКАО представил свой проект – Электронную библиотеку итоговых отчетов. Портал был разработан в целях проведения уроков безопасности. С помощью него можно выполнить поиск по датам происшествий и ознакомиться с отчетом комиссии.

За все время существования воздушных путей только две авиакомпании могут похвастаться нулевым процентом несчастных случаев за последние 50 лет. Это австралийская компания Quantas — работает с 1922 года, и финская Finnair – с 1923 года. По данным JACDEC в целом зарегистрировано 22 мировые авиакомпании, за время существования которых не случалось серьезных катастроф.

Ежегодно немецкая компания JACDEC публикует собственный рейтинг уровня безопасности авиакомпаний. Ее результаты исходят из тщательного анализа несчастных случаев на бортах самолетов. Мерой, по которой происходит выстраивание рейтинга, принят индекс безопасности полетов. Новым авиакомпаниям по умолчанию присваивается значение 0. Хорошим показателем без смертельных исходов считается индекс 0,001.

Важно заметить, что база данных JACDEC по авариям ограничена 30 годами. Происшествия, которые случались во время учений, перевозки грузов, тестирований в расчет не берутся. Учитываются только рейсы с пассажирами на борту. В анализе безопасности принимают участие 60 крупнейших компаний мира.

Итак, представляем 20 лидеров авиакомпаний по безопасности перелетов 2018-2019 года.

Место в списке Авиакомпания Страна Индекс безопасности
1 Cathay Pacific Airway Китай, Гонконг 0,006
2 Emirates ОАЭ 0,007
3 Eva Air Тайвань 0,008
4 Qatar Airways Катара 0,009
5 Hainan Airlines Китай 0,01
6 КLM Нидерланды 0,01
7 Air New Zealand Новая Зеландия 0,011
8 Etihad Airways ОАЭ 0,013
9 Japan Airlines Япония 0,015
10 TAP Portugal Португалия 0,015
11 Jetblue Airways США 0,016
12 Lufthansa Германия 0,016
13 Qantas Австралия 0,016
14 Virgin Atlantic Airways Великобритания 0,017
15 All Nippon Airways Япония 0,018
16 Air Canada Канада 0,018
17 Delta Air Lines США 0,018
18 British Airways Великобритания 0,024
19 Sichuan Airlines Китай 0,025
20 Air Berlin Германия 0,025

В 2018 году австралийский Qantas не вошел в десятку, и оказался на 13 позиции. А японская компания Japan Airlines улучшила результаты прошлого года и поднялась с 44 места на 9.

Российские авиакомпании опять не вошли в 20 лучших по безопасности. Aeroflot-Russian сместился всего на одну позицию вверх (35 место). А Transaero Airlines вообще не принимала участия в анализе JACDEC.

Экспертный взгляд Швейцарии

По мнению экспертов швейцарского агентства ATRA опираться на историческую сводку аварийности самолетов не совсем верно. По сути любой воздушный транспорт подвержен внешним факторам и случается, что шансы на выживание пассажиров в большей степени зависят от квалификации пилота. Поэтому одним из критериев расчета коэффициента безопасности рейтинга ATRA считается уровень подготовки пилотов и диспетчеров.

После длительного анализа воздушных инцидентов и несчастных случаев, ATRA вывело 15 основных критериев безопасности полета:

  • Финансовое положение компании;
  • Коэффициент занятости пассажирских кресел;
  • Количество сотрудников на борту и пилотов;
  • Общее количество километража воздушного судна;
  • Количество судов в эксплуатации и вне производства;
  • Средний возраст действующих самолетов;
  • Составляющий воздушный парк (Airbus или Boing);
  • Число самолетов под угрозой;
  • Число несчастных случаев за последние 10 лет.

Данные для расчета основываются на информации Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и авиакосмического журнала Flight Global.

На свое рассмотрение ATRA выбрала 94 крупнейших по финансовым доходам авиакомпании. Из них первыми в рейтинге и самыми надежными оказались азиатские Air China, China Southern Airlines Group, американские – AMR Corporation, Delta Air Line, Southwest Airlines, United Continental Holdings, US Airways Group, европейские – Air France KLM Group и International Airlines Group (статистика 2014 года).

Европейская программа SAFA

В 2004 году Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) представило свой критерий оценки надежности – коэффициент SAFA. В отличие от растиражированных публичных рейтингов, на данный момент SAFA считается самым достоверным показателем надежности. Его признали все эксперты мирового авиасообщения. SAFA является своего рода итоговой оценкой Международного аудита эксплуатационной безопасности (IOSA)

Стоит заметить, для того чтобы получить сертификат IOSA, компании необходимо выдержать проверку более чем по 1000 пунктов требований безопасности полетов.

Суть присвоения коэффициента состоит в выборочной проверке иностранных самолетов, приземляющихся в ЕС, инспекторами Еврокомиссии. Предугадать, когда состоится проверка невозможно. Борт самолета подвергается тщательному осмотру по 54 пунктам на предмет технического состояние, возраста судов и документации. Из недочетов судна как раз выводится коэффициент SAFA.

Впоследствии, если проверенные самолеты одной авиакомпании набирают определенное количество штрафных баллов, то сама компания вносится в черный список ЕС. Таким образом, проводится постоянное управление и повышение безопасности полетов над территорией ЕС.

К сожалению, специалисты SAFA держат свои заключения в закрытом доступе. Известно одно, чем выше коэффициент компании, тем ниже ее надежность. Критическим порогом считается коэффициент 1.95. Авиакомпании получившие такую отметку входят в красную зону и попадают под прицел внимательного и регулярного наблюдения Еврокомиссией.

Российские компании, прошедшие проверку после сертификации EASA, предоставили свои оценки по коэффициенту безопасности.

Безопасность полетов. Документальный фильм

Значения ниже 0,4 получили самолеты авиаперевозчиков «Уральские авиалинии», «Авиакомпания Сибирь», «Аэрофлот».

0,4-0,5 – «ЮТейр», «Глобус»;
0,5-0,8 – «Ямал», «Ред Вингс», «Оренбургские авиалинии», «Аэрофлот-Норд», «Северный ветер»;
0,8 – 0,9 – «Донавиа», «ГТК Россия»;
1,08 – «Трансаэро»;
1,25 – «Скай Экспресс».

К порогу «красной зоны» приблизились компании «Владивосток-Авиа», «Башкортостан», «Авиалинии Дагестана».

В мире ежегодно появляется все большее число компаний, осуществляющих пассажирские и грузовые авиаперевозки. Между ними ведется непрерывная конкурентная борьба. Каждый авиаперевозчик стремится улучшать качество своего сервиса, чтобы привлечь как можно больше клиентов. Каждый год различные организации на основе опроса пассажиров или мнения экспертов делают оценку и формируют рейтинги авиаперевозчиков. Основные критерии оценки - размеры перевозчика, качество сервиса и безопасность.

Первые пассажирские авиакомпании

Германская компания DELAG, созданная в 1909 году, является первой пассажирской авиакомпанией. Авиаполеты этой компании осуществлялись на дирижаблях марки Zeppelin. Впервые стюард появился на борту дирижабля LZ 10 Schwaben в 1911 году.

Хорошо известная компания KLM, созданная в 1919 году, - самая старая авиакомпания. Старейшим в мире направлением является Амстердам - Лондон, совершенный на авиалайнере De Havilland DH-16. Одновременно он является самым первым маршрутным направлением KLM. Первыми этот полет совершили пилот Джерри Шоу и два журналиста в качестве пассажиров в 1920 году. Из-за открытой конструкции кабин пассажирам выдавали теплую одежду и шлемы. В то время DH-16 были самыми высокосортными авиалайнерами. Их скорость развивалась до 150 км/ч, продолжительность полета в Лондон была почти три часа*.

Обратите внимание. В наше время на борту боингов расположено свыше 400 пассажирских мест, их скорость развивается до 1000 км/ч.

Самые надежные авиакомпании

Английская компания Skytrax, осуществляя ежегодную оценку авиакомпаний, в декабре провела исследование более 325 перевозчиков, опросив несколько млн. человек более 100 национальностей. По результатам оценки были определены лучшие авиаперевозчики, удостоенные World Airline Awards Skytra 2017. Это очень почетная премия в авиаиндустрии, отличается ясностью способа оценки при определении номинантов.

В топ 20 лучших авиаперевозчиков 2017 по оценке Skytrax входят:

  1. Qatar Airways;
  2. Singapore Airlines;
  3. ANA All Nippon Airways;
  4. Emirates;
  5. Cathay Pacific;
  6. EVA Air;
  7. Lufthansa;
  8. Etihad Airways;
  9. Hainan Airlines;
  10. Garuda Indonesia;
  11. Thai Airways;
  12. Turkish Airlines;
  13. Virgin Australia;
  14. Swiss Int«l Air Lines;
  15. Qantas Airways;
  16. Japan Airlines;
  17. Austrian;
  18. Air France;
  19. Air New Zealand;
  20. Asiana Airlines.

В топ лучших бюджетных авиакомпаний 2017 по оценке Skytrax вошли:

  1. AirAsia;
  2. Norwegian;
  3. jetBlue Airways;
  4. easyJet;
  5. Virgin America;
  6. Jetstar Airways;
  7. AirAsiaX;
  8. Azul Linhas Aéreas Brasileiras;
  9. Southwest Airlines;
  10. Indigo.

Безопасность перелетов

Согласно техническим характеристикам и статистическим данным, авиалайнеры - наиболее безопасный вид транспорта.

Вот лишь несколько фактов об этом воздушном транспорте:

  • авиалайнер летит в воздухе так же уверенно, как автомобиль едет по трассе, а корабль плывет в море;
  • все системы авиалайнера имеют дубликаты, а отдельные из них - до 3-х запасных дубликатов;
  • пассажирский самолет оснащен минимум 2 двигателями, вероятность выхода из строя одновременно всех двигателей практически равна нулю;
  • двигатель стоит несколько миллионов долларов, поэтому находится под особым контролем, его качественно обслуживают;
  • все авиакатастрофы происходят из-за стечения обстоятельств, а не из-за одной причины, каждый инцидент тщательно расследуется для предотвращения его повторного появления;
  • ежегодно общий пассажиропоток становится выше на 10%, а число аварий снижается на 15%.

Самые безопасные авиакомпании

Одним из самых эффективных методов установления безопасности авиаперелетов сейчас считают индекс безопасности, используемый компанией Jacdec, специализирующейся на аудитах. При подсчете индекса она применяет 8 параметров, среди которых авиапроисшествия, пассажиропоток и протяженность авиаперелетов за прошедшие 3 десятилетия, а также результаты аудитов, проведенных IOSA и ICAO. Из авиаперевозчиков РФ в списке Jacdec 2017 расположился на 37 месте «Аэрофлот».

  1. Cathay Pacific Airways;
  2. Air New Zealand;
  3. Hawaiian Airlines;
  4. Qatar Airways;
  5. EVA Air;
  6. Emirates;
  7. Etihad Airways;
  8. Qantas;
  9. Japan Airlines;
  10. All Nippon Airways;
  11. Lufthansa;
  12. TAP Portugal;
  13. Virgin Atlantic;
  14. Delta Air Lines;
  15. Air Canada;
  16. JetBlue Airlines;
  17. Virgin Australia;
  18. British Airways;
  19. Air Berlin.

Сервис авиакомпаний

Сервис, оказываемый авиаперевозчиками, разделяется на несколько уровней.

Обладателями наиболее дорогих авиабилетов являются пассажиры первого класса, соответственно, они получают самые большие привилегии: уютное место ожидания посадки, более удобная процедура регистрации и доставка до авиалайнера на автомобиле бизнес-класса или лимузине, широкий ассортимент меню, иногда кровати в отдельных купе авиалайнера, особая забота бортпроводников.

Схожие привилегии у пассажиров бизнес класса, в том числе, право на изменение даты вылета без доплаты и возврат 100% стоимости билета при необходимости*. Бизнес-класс присутствует на тех рейсах, где нет первого класса.

Сервис и комфорт в наиболее экономичном классе отличается у разных авиакомпаний, но, как минимум, включает кресло с откидным столиком и карманом, прохладительные и горячие напитки.

Примечание. Различие бизнес и эконом класса у некоторых перевозчиков состоит лишь в меню и обходительном отношении к пассажирам.

Какую авиакомпанию и самолет выбрать

Чтобы выбрать авиаперевозчика и авиалайнер, перед предстоящим рейсом многие изучают различные сайты и рейтинги лучших авиакомпаний. Эти топ списки ежегодно меняются и не полностью идентичны на разных аналитических сайтах. Они составляются на основе объективных мнений экспертов и отзывов пассажиров. Последние опрашиваются, как правило, посредством анкетирования на сайтах, отслеживающих рейтинг авиаперевозчиков. Оценке подвергаются крупнейшие перевозчики мира с использованием нескольких критериев.

Критерии оценки авиакомпании и самолета

Для оценки авиаперевозчиков и самолетов могут применяться 700 и более критериев.

Самыми важными из них являются:

  • состояние салона - санитария, дизайн, общее впечатление;
  • комфортабельность кресел - насколько мягкие и просторные сидения, удобны ли подголовники и т.д.;
  • работа экипажа - манера общения, привлекательность и опрятность формы бортпроводников, мастерство пилотов, которое особенно проявляется во время взлетов и посадок;
  • регистрация на рейс и посадка пассажиров на борт - оперативность и слаженность работы сотрудников авиакомпании во время этой процедуры;
  • питание - разнообразие и качество питания во время рейса;
  • организация досуга - многие авиакомпании не уделяют особого внимания развлечениям пассажиров во время рейса, особенно малобюджетные перевозчики;
  • онлайн услуги - бронирование билетов, электронная регистрация и т.д.

Рейтинг безопасных авиакомпаний России (список 2017)

Всего в России насчитывается 80 авиаперевозчиков, включая «Уральские авиалинии» (Ural Airlines), Azur Air («Азур Эйр»), Vim Avia («Вим Авиа») и другие. Наиболее известной среди российских авиакомпаний является «Аэрофлот» (Aeroflot).

По итогам оценки агентства «Авиапорт», проведенной в конце прошлого года, опубликован рейтинг авиакомпаний России по надежности и безопасности полетов 2017. Оценка охватила свыше 20 перевозчиков, осуществляющих внутренние перелеты по России. В ходе оценки осуществлялось сравнение сервиса авиакомпаний на внутренних и на международных направлениях.

  1. «Аэрофлот»;
  2. S7 Airlines;
  3. «Россия»;
  4. «ЮТейр»;
  5. «Уральские авиалинии»;
  6. «Победа»;
  7. «Глобус»;
  8. Azur Air.

Какие авиалинии самые надежные в России по оценке пассажиров

Мнение пассажиров о российских авиалиниях можно узнать на сайте https://www.tutu.ru/. Этот туристический сервис предлагает пассажирам оценить свое впечатление от авиакомпании по 10-балльной шкале. Свое мнение пассажиры оставляют на следующий день после полета посредством заполнения анкеты и написания комментария в произвольном виде. Таким образом, любой человек, зайдя на Туту.ру, может посмотреть актуальный рейтинг авиакомпаний, составленный на основе оценок 10 тысяч пассажиров.

Топ лучших авиалиний в России по оценке пассажиров*:

  1. «Аэрофлот»;
  2. S7 Airlines;
  3. «Россия»;
  4. «Ямал»;
  5. «Нордавия»;
  6. «Уральские авиалинии»;
  7. «Якутия»;
  8. «Ютэйр»;
  9. «Северный ветер»;
  10. «Победа».

Лучшими по мнению пассажиров являются «Аэрофлот», набравший 9,4 балла, S7 Airlines со своими 9,2 баллами, «Россия» и «Ямал», получившие от пассажиров по 9,1 балла и «Нордавия» с 9 баллами.

Рассмотрев рейтинги авиакомпании на различных аналитических сайтах и определив, какие из них признаны самыми лучшими и безопасными по мнению экспертов и пассажиров в 2017 году, не сложно будет выбрать надежного авиаперевозчика для путешествия.

Близится сезон отпусков, а значит, спрос на услуги авиаперевозчиков значительно увеличится. Страх полета заставляет многих путешественников выбирать авиакомпанию прежде всего на основе рейтингов безопасности.

На протяжении последних 16 лет аудиторская компания Jacdec (Германия) составляет рейтинг самых безопасных авиакомпаний мира. С 2018 г. вместо использовавшегося 15 лет индекса безопасности (Safety Index) используется индекс риска (Safety Risk Index).

Для определения показателя рассматриваются следующие данные:

  • Информация о происшествиях (аварии, катастрофы) за последние 30 лет с учетом количества перевезенных пассажиров и общего расстояния перелетов. Наличие инцидентов, не повлекших за собой аварию, за этот же период времени. Количество потерянных самолетов, не подлежащих восстановлению.
  • Различные показатели работы авиакомпании, в том числе возраст самолетов, проверка безопасности международными организациями (IOSA, IKAO).
  • Дополнительные факторы (состояние инфраструктуры аэропортов, погодные условия).
  • Emirates;
  • Norwegian;
  • Virgin Atlantic;
  • Easy Jet;
  • Finnair;
  • Eithad Airways;
  • Spirit Airlines;
  • Jetstar Airways;
  • Air Arabia.

Российская компания «Аэрофлот» занимает в этом списке 73 место из 100.

Специалисты швейцарского агентства воздушного транспорта (ATRA) полагают, что в качестве одного из основных критериев (всего их 15) при составлении рейтинга безопасности нужно рассматривать степень подготовки пилотов и диспетчеров. По данным 2014 г. в числе лидеров – авиакомпании Air China, Delta Air Line, Air France KLM Group, US Airways Group.

Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) разработало свою систему оценки безопасности и надежности – коэффициент SAFA. Чтобы определить его, приземляющиеся в ЕС самолеты проверяются по 54 пунктам. При превышении определенного значения коэффициента авиакомпании берутся под особый контроль Еврокомиссии. Данные по итогам исследований не попадают в открытый доступ.

Как выбрать авиакомпанию с точки зрения безопасности

Если вы в первый раз озадачились выбором авиаперевозчика, информация об их видах и разновидностях полетов не будет лишней.

Виды авиакомпаний

  • Дальнемагистральные. Осуществляют перелеты длительностью 6 и более часов.
  • Среднемагистральные. В их маршрутной сети преобладают полеты, занимающие менее 6 часов.
  • Семи-дискаунтеры. Привлекают пассажиров билетами по меньшей цене, чем у среднемагистральных компаний. При этом питание в полете предлагается за дополнительную плату, есть ограничения по количеству багажа.
  • Лоу-кост авиакомпании. Предлагаются низкие цены на билеты без учета дополнительных услуг. Таким образом, стоимость провоза багажа, например, может равняться сумме, уплаченной за билет. Перевозчик имеет право отменить любой рейс. Выбирая компанию-дискаунтер, нужно взвесить все «за» и «против», чтобы выгода от низкой цены полета не нивелировалась отсутствием важных для вас услуг.

Типы перелетов

  • В один конец (один или несколько рейсов);
  • В оба конца. Путешествие начинается и заканчивается в одном и том же пункте, проходит по одному маршруту на воздушных судах одной компании.
  • По кругу. В обратную сторону летят другим путем или на самолете другого перевозчика.

Классы обслуживания пассажиров

  • Первый;
  • Бизнес-класс;
  • Экономический класс.

Отличаются друг от друга комфортабельностью посадочных мест, размером провозимого без оплаты багажа, качеством меню, наличием дополнительного сервиса.

Как среди «классических», так и бюджетных авиаперевозчиков есть свои лидеры, пользующиеся большой популярностью у пассажиров, известные надежностью и уровнем сервиса, возглавляющие верхние строчки различных рейтингов. Если говорить о мировых авиаперевозчиках, то это, к примеру, Lufthansa, Emirates, Air France – KLM, AirNew Zeland, VirginAtlantic. Планируя бюджетные перелеты, стоит обратить внимание на авиакомпании AirAsia, Ryanair, EasyJet, Germanwings, Red Wings, «Победа».

Нелишним будет ознакомиться с общемировым рейтингом безопасности авиакомпаний, а также с внутрироссийскими обзорами и исследованиями.

Важный критерий безопасности перевозчика – возраст самолетов, чем он меньше, тем лучше (хотя при грамотном техобслуживании воздушные суда могут служить много лет, по статистике происшествия происходят чаще с более старыми по возрасту моделями). Для тех, кто разбирается в теме, дополнительную информацию к размышлению можно извлечь, зная тип самолета. К примеру, Boeing-767 предназначен для перевозки до 240 пассажиров, что может быть существенно, если вы не любите многолюдное общество.

Рейтинг самых безопасных авиакомпаний России и мира

Примечание: в пункте «Средняя цена» приводится пример стоимости полета в одном из популярных направлений.

Российские авиалинии

В нашей стране услуги по авиаперевозкам по России и странам мира осуществляют более 70 компаний, как частных, так и государственных.

Уральские авиалинии

Штаб-квартира: Екатеринбург.

Парк самолетов компании включает 44 лайнера разной вместительности, средний возраст которых – 12 лет. Авиаперевозчик осуществляет междугородние и международные перелеты в 183 направлениях. С момента начала деятельности произошло три происшествия, не повлекшие человеческих жертв благодаря опыту пилотов. Компания имеет сертификат IOSA, подтверждающий соответствие международным стандартам безопасности.

Достоинства:

  • Электронная регистрация;
  • Есть бонусная программа «Крылья»;
  • Проводится программа обновления парка судов;
  • Система спецпредложений;
  • Техобслуживание самолетов по жесткому графику;
  • Регулярные курсы для повышения квалификации пилотов.

Недостатки:

  • Задержки и отмены рейсов;
  • Есть жалобы пользователей на некорректную работу онлайн-сервиса по покупке билетов;
  • Некоторым пассажирам кажутся небольшими порции еды.

Средняя цена: рейс Москва-Бангкок (Таиланд): 22 030 руб.

Аэрофлот – российские авиалинии

Штаб-квартира: Москва.

Дата основания компании – 1923 г. Флот состоит из 232 самолетов (средний возраст – 4 года). Авиационная консалтинговая компания Skytrax присудила «Аэрофлоту» 4 звезды за уровень сервиса (2016 г). С момента деятельности авиаперевозчика произошло всего 4 катастрофы. В маршрутной сети – пункты назначения в России, СНГ и разных частях света (в том числе популярные у наших соотечественников Таиланд, Китай, Турция, Чехия, Испания).

Достоинства:

  • Программа поощрения «Аэрофлот Бонус»;
  • Хорошие отзывы пользователей о профессионализме экипажа и качестве обслуживания;
  • Один из самых молодых парков воздушных судов в мире;
  • Специальные услуги для лиц с ограниченными возможностями;
  • Есть возможность предварительного заказа спецпитания.

Недостатки:

  • Есть случаи утери багажа;
  • Случаи отмены рейсов без предварительного оповещения пассажиров;
  • Жалобы на качество обслуживания в аэропорту, сложность решения спорных вопросов;
  • Длительный срок ответа на претензии.

Средняя цена: Рейс Москва-Бангкок (Таиланд) – 14 058 руб.

Штаб-квартира: Новосибирская обл., г. Обь.

Основана в 1992 г на основе Толмачевского объединенного авиаотряда. В составе флота – 80 воздушных судов, средний возраст которых — 8 лет. За время деятельности компании произошли три резонансные авиакатастрофы. Осуществляет внутренние и международные полеты в более чем 130 направлениях (страны СНГ, Европы, Ближнего Востока и Азии). После прохождения соответствующих процедур на соблюдение стандартов безопасности компания включена в список операторов IOSA.

Достоинства:

  • Много хороших отзывов о профессионализме пилотов;
  • Онлайн-услуги;
  • Программа поощрения для часто летающих пассажиров;
  • Действующий член IATA (Международная Ассоциация Воздушного транспорта);
  • Широкая сеть перелетов по России.

Недостатки:

  • Есть негативные отзывы о качестве обслуживания на борту.

Средняя цена: рейс Москва-Бангкок (Таиланд) – 14 083 руб.

Штаб-квартира: Тюмень.

Свою историю компания ведет с 1967 г. Выполняет не только пассажирские, но и грузовые перевозки, в том числе и вертолетные. Осуществляет авиаперевозки в России и за рубеж. В состав воздушного парка входит 65 самолетов, средний возраст — 15,4 года. Количество катастроф за время работы авиаперевозчика – 8, с 80 погибшими.

Достоинства:

  • Положительные отзывы о профессионализме пилотов;
  • Вежливое обслуживание;
  • Дешевые билеты;
  • Программа лояльности Utair Status.

Недостатки:

  • Есть негативные отзывы об обслуживании на регистрации;
  • Встречаются претензии к работе call-центра;

Средняя цена: Москва-Берлин: 6 308 руб. (стандарт-эконом).

Зарубежные авиакомпании

Штаб-квартира: Дубай.

Одна из крупнейших авиакомпаний мира. Начала осуществлять перевозки людей по воздуху в 1985 г. В составе авиапарка 261 воздушное судно. На российском направлении выполняет полеты в Москву и Санкт-Петербург.

Достоинства:

  • Высокий уровень сервиса;
  • Новые самолеты;
  • Вежливый персонал;
  • Вкусная еда;
  • Развлекательная система ice;
  • Удобно летать в Таиланд.

Недостатки:

  • Есть жалобы от пользователей на потерю багажа.

Средняя цена: рейс Москва-Барселона – 79 340 руб. (с пересадкой в Дубае).

Norwegian Air Shuttle

Штаб-квартира: Форнебю (Осло).

Бюджетная авиакомпания. В составе воздушного флота 117 самолетов. В Россию осуществляет перелеты в Санкт-Петербург. Всего в маршрутном листе – 120 направлений по всему миру, связывающих Европу со странами Ближнего Востока и Северной Африки.

Достоинства:

  • Новые самолеты;
  • Низкие цены;
  • Выгодно летать в Европу;
  • Хороший уровень сервиса.

Недостатки:

  • Пока не обнаружено.

Средняя цена: рейс Рига-Барселона – 258,20 долларов.

Virgin Atlantic Airways

Компания специализируется на перелетах на дальние и средние расстояния по 31 направлению (Африка, Северная Америка, Ближний Восток, Азия, страны Карибского бассейна, Австралия). Воздушный парк укомплектован 37 самолетами.

Достоинства:

  • Высокий уровень сервиса;
  • Хорошее питание;
  • Вежливый персонал.

Недостатки:

  • В эконом-классе маленькие кресла, по мнению некоторых пассажиров.

Средняя цена: Рейс Дубаи-Лондон – 42 330 руб. (эконом-класс).

Штаб-квартира: Амстердам.

Эта нидерландская авиакомпания основана еще в 1919 г. В настоящее время входит в холдинг «Air-France-KLM». Выполняет как внутренние, так и международные рейсы, в том числе летает в Москву и Санкт-Петербург. Парк самолетов компании насчитывает 117 единиц. В маршрутной сети около 150 пунктов назначения.

Достоинства:

  • Хороший уровень сервиса;
  • Вежливый персонал;
  • Входит в авиационный альянс Sky Team.

Недостатки:

  • Есть случаи утери багажа.

Средняя цена: Рейс Москва-Мадрид (с пересадкой в Амстердаме) – 17 402 руб.

Easy Jet Airline Company Limited

Штаб-квартира: Лутон.

Одна из крупнейших бюджетных авиакомпаний Европы (лоукостов). Основана в 1995 г. В составе воздушного флота 280 самолетов. В маршрутную сеть компании включено более 600 рейсов.

Достоинства:

  • Можно приобрести недорогие билеты;
  • Новые самолеты;
  • Много рейсов в Европе.

Недостатки:

  • Есть случаи повреждения багажа;
  • Питание в пути за отдельную плату;
  • Не летает в Россию.

Средняя цена: Рейс Амстердам – Лиссабон – 77, 23 евро.

Штаб-квартира: Вантаа (Финляндия).

Эта финская авиакомпания осуществляет перевозки по воздуху с 1923 г. С 1963 г не зафиксировано происшествий с человеческими жертвами и не потеряно ни одного самолета. Компания выполняет внутренние и международные перелеты, в том числе в Россию (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Самара). В составе воздушного флота 71 самолет.

Достоинства:

  • Высокий уровень безопасности и надежности;
  • Удобное расписание рейсов;
  • Выгодные цены при заранее купленных билетах;
  • Вежливые бортпроводники;
  • При перевозке животного его можно взять в салон.

Недостатки:

  • На коротких рейсах нет бесплатного питания.

Средняя цена: Рейс Санкт-Петербург-Барселона – 26 414 руб.

Самолет считается самым безопасным видом транспорта. Не все пассажиры страдают аэрофобией, но различную степень волнения при полете ощущает, наверное, каждый. Чтобы снизить уровень беспокойства полезно ознакомиться с рейтингами надежных авиакомпаний, выбирать по возможности перевозчика с именем и историей, вкладывающего деньги в обновление воздушного флота и заботящегося о комфорте и безопасности пассажиров.

Наверное многие уже слышали про нашумевший случай с авиакомпанией «Победа», когда там семейная пара с ребёнком не заплатила за выбор мест в салоне и получила разные места, потом в обход правил заняла произвольные места, а закончилось всё полицией.

Было много споров по поводу этой ситуации, вчера я тоже немного поспорил по этому поводу с Ильёй Варламовым, но кажется либо он (как и многие другие) не услышал / не понял мою позицию, либо смешивает её с другой (что тогда является передёргиванием).

Высказываются разные версии о том, как развивались события. Для того, чтобы вы не подумали, что я делаю выводы на волне сочувствия к семейной паре с ребёнком, расскажу наихудшую версию для пассажиров, которую слышал.

Итак, семейная пара покупает билеты на российский лоукостер «Победа». Поскольку это лоукостер, авиакомпания старается заработать на любой опции (и это абсолютно нормально). В частности, за отдельную плату есть выбор мест в салоне, за отдельную плату питание в салоне, за отдельную — сумки в салон. Это всё абсолютно нормально, это законно, честно и справедливо — на этом живут лоукостеры, так они зарабатывают, за счёт этого держат цены на билеты низкими. Ну так вот, семейная пара покупает билеты, видит, что выбор мест только за дополнительную плату. Не выбирает места. Сайт их предупреждает крупными буквами, мол, «если хотите определённые места — доплачивайте, иначе вам достанутся случайные разные места».

Несмотря на всё это, пара отказывается от платной опции и оплачивает билеты. Приходит на регистрацию, получает посадочные талоны, замечают что у них совершенно разные места, но всё равно не покупает опцию выбора мест, несмотря на предупреждение сотрудников. Садится в самолёт и решает внаглую, в нарушение правил занять два свободных места рядом. Бортпроводница вежливо просит их занять места в соответствии с талоном. Женщина сначала притворяется, что не понимает русский, притворяясь итальянкой. Тогда ей повторяют просьбу на итальянском. Тут уже выясняется, что она прекрасно понимает русский. Отказывается занимать места по посадочному талону и грубо отправляет бортпроводницу по известному месту. Всё это происходит уже в ходе рулёжки самолёта. После взлёта и набора высоты к ним снова подходят бортпроводники, просят занять места по посадочным талонам — в ответ снова посыл куда подальше. Дальше к делу подключается командир воздушного судна и составляет письменное предписание данной паре сесть на свои места. И снова безрезультатно, мат и посылы в ответ. По прилёту их, как авиадебоширов, передают полиции.

В ходе обсуждения ситуации в интернете, почти все спорили только о том, права ли авиакомпании по правилам, законам, должна ли требовать неукоснительного соблюдения правил, можно ли зарабатывать на такой опции, можно ли при регистрации давать семейной паре далёкие друг от друга места и т.д. Подчеркну, что моё мнение, если судить по правилам и закону: да, авиакомпания «Победа» на 100% права, она имеет право давать пассажирам совершенно случайные места, она имеет право зарабатывать на опции выбора места, в том числе с семейных пар с младенцем — в этом нет ничего предосудительного. Бортпроводники имели полное право требовать от этой пары сесть на свои места, КВС имеет полное право давать указания пассажирам и они обязаны их выполнять. Повторюсь снова: моё мнение, что по правилам и законам авиакомпания «Победа» права на 100%, нет ни малейшего сомнения в вине пассажиров.

В чём же «Победа» «не права»? Дальше мои рассуждения касаются исключительно вопросов бизнеса, взаимоотношений с клиентом. Если дочитав текст до конца, вы решите что я оспариваю юридическую правоту компании — вернитесь к абзацу выше. Представим что я собственник данного бизнеса. Как бы я решал эту проблему, как бы я смотрел на неё, какие действия бы предпринял? В бизнесе главное для меня: комфорт клиента, его удовлетворённость сервисом, чтобы он снова захотел воспользоваться моими услугами, а также рекомендовал их своим друзьям и близким. В этой ситуации я бы предельно вежливо, корректно и благожелательно (несмотря на крики, мат и посылы в ответ) объяснил бы, что есть правила и в соответствии с ними они должны сесть на свои места (что бортпроводница и сделала).

Вариант развития событий первый. Если дальше пара в ответ говорит, что им нужно сидеть вместе, потому что ребёнок иначе орёт, то разрешил бы занять свободные места (если они есть). По окончанию полёта снова напомнил бы паре, что в следующий раз просим внимательнее отнестись к выбору мест и доплачивать за опцию. Результат: компания потеряла 298 рублей, но избежала чернухи в СМИ и блогах, избежала задержки в вылете, не потревожила спокойствие других пассажиров. Вы скажете: но ведь тогда все пары начнут так делать! Более чем возможно. Это новая проблема для бизнеса, новая задача, которую нужно решить. Вывешиваем дополнительные крупные предупреждения на сайт, проводим дополнительный инструктаж с персоналом (как на стойках регистрации, так и с бортпроводниками), чтобы ещё настойчивее, яснее предупреждали всех пассажиров. При необходимости даже делаем предупредительные плакаты, ролики, которые крутим в аэропорту. Эта проблема решаема. Кто явно злоупотребляет этой опцией и постоянно пользуется таким обходным манёвром — заносим в чёрный список авиакомпании.

Вариант развития событий второй. Если пара никакой «уважительной причиной» не отвечает, а просто говорит, что вертела наши правила на одном месте — попросил бы успокоиться и предупредил бы, что если они не пересядут на свои места, то попадут в чёрный список авиакомпании. И всё, до конца полёта бы не тревожил. Допустим, до самого конца полёта они так и не пересели — заносим их в чёрный список, больше не продаём им билетов, на сайте авиакомпании, а также в её профилях в соцсетях пишем информацию, что был такой инцидент (не указывая персональных данных пассажиров), по итогам данные лица попали в чёрный список авиакомпании и больше не могут воспользоваться нашими услугами. А также информация о них передана другим авиакомпаниям, которые также могут превентивно принять меры. Просим пассажиров относиться уважительно к правилам, к другим пассажирам, к сотрудникам авиакомпании. Никакой полиции по итогу не вызвал бы, но только в случае если они не доходили до рукоприкладства. Результат: компания потеряла 298 рублей, а также трёх потенциальных покупателей новых билетов. При этом избежала чернухи в СМИ и интернете, сохранила спокойствие других пассажиров, избежала задержки вылета и дополнительных проблем с полицией (на все эти объяснения, составления протоколов и прочее также тратится рабочее время сотрудников, которое стоит денег).

Вариант развития событий третий. Пара объясняет необходимость смены мест как и в первом варианте, но происходит это всё во время рулёжки или другого момента времени, когда передвигаться по салону запрещено из соображений безопасности. В этом случае попросил бы занять свои места, пристегнуться, а пересадим на желаемые места уже после набора высоты, когда можно будет безопасно передвигаться по салону. И всё остальное как в первом варианте дальше.

Ещё раз. Многие комментаторы говорят о безопасности полёта, что тут риск жизнями, КВС нельзя отвлекать и нервировать, люди гибнут (это я цитирую Варламова и мне это кажется уже передёргиванием, ибо я не помню авиакатастроф, которые произошли из-за смены мест двух пассажиров). В рассматриваемой ситуации мы говорим не о провозе острых предметов в салоне, не о провозе легковоспламеняющихся веществ в багаже и т.д. Мы говорим о смене мест. В условиях, когда табло «пристегните ремень» не горит (т.е. не во время взлёта, посадки или зоны турбулентности), от того, что два пассажира сменят места никому никакой опасности создано не будет. Более того, в описываемом случае как раз отвлекли КВС, вовлекли его в стрессовую ситуацию, помешали сосредоточиться, т.е. наоборот сделали хуже, когда можно было решить ситуацию спокойно и с выгодой для всех (в том числе самой авиакомпании). Так что доводы о безопасности полёта справедливы лишь на очень маленькую часть — только на ту часть полёта, когда горит табло «Пристегните ремни». От смены мест двух пассажиров и занятии ими свободных мест не создаётся никакого дискомфорта и для других пассажиров, не нарушается их спокойствие, комфорт и безопасность.

В итоге в ситуации было сделано всё в точном соответствии с правилами, но против логики бизнеса (на мой личный взгляд ). Компания получила шквал гневных публикаций в интернете, задержку вылета (а это деньги), вовлечение КВС в стрессовую ситуацию, потерю дополнительного времени на работу с полицией, подмоченную репутацию. И всё ради 298 рублей.

Я, конечно, далеко не предприниматель, хоть и являюсь совладельцем одной маленькой коммерческой компании (но она и в подмётки не годится по сравнению с масштабами бизнеса «Победы»), я человек неопытный (особенно по сравнению с руководителями данной авиакомпании, с персоналом). Но я сужу с точки зрения клиента, точнее с точки зрения абстрактного предпринимателя, заботящегося прежде всего о клиенте. Я считаю, что фраза «Клиент всегда прав » справедлива, и придумана она была вовсе не для ситуаций, когда клиент реально прав.

Но все эти мои рассуждения бесполезны, на самом деле. Потому что дело происходит в России. В стране, где не существует понятия общественной репутации , где нет настоящей конкуренции, свободных СМИ, где компании воспринимают понятие PR исключительно как рекламу и маркетинг, а не как выстраивание взаимоотношений с обществом (P ublic R elations) и клиентами.

Да, я хочу жить в правовом обществе, хочу чтобы правила были едины для всех. Не хочу чтобы пассажирам с младенцам давали обходить платную опцию выбора мест, но оставляю такое право за собственником бизнеса (а именно он устанавливает эти правила по выбору и смене мест), если при этом никак не будут нарушены мои права, мой комфорт, моя безопасность. Считаю, что данную ситуацию можно было решить без всех этих эмоций, с выгодой для всех, при этом не создавая ни малейшей угрозы безопасности, комфорту и спокойствию других пассажиров.

А сравнение этой ситуации с «обочечниками», влезанием в очередь, кражей пенсионеркой товара в магазине, геем, насилующим девочку — как раз считаю включением эмоций, игрой на этих эмоциях и передёргиванием, подключением «эмоциональных триггеров» . Во всех перечисленных случаях как минимум нарушалось спокойствие и права других людей, а как максимум — совершалось тяжкое уголовное преступление. Так что я понимаю

Подведя итоги 2017 года Федеральное агентство воздушного транспорта опубликовало краткую статистику работы гражданской авиации РФ. В целом картина для участников рейтинга авиакомпаний России 2018 года выглядит благоприятно. Рынок авиаперевозок продолжает развиваться, и практически все надежные авиакомпании России, вошедшие в список, продемонстрировали рост числа пассажиров и налетанных километров в среднем на 15%. При этом вес первой пятерки авиакомпаний продолжает расти. Если в 2017 году они занимали 67,4% от общего объема, то на 2018 уже 85%.

Путешествуйте с надежным туроператором: .

Читайте также: , лучшие авиаперевозчики года по версии Skytrax.

Открывает рейтинг самых крупных авиакомпаний России Nordwind Airlines, она же «Северный ветер». За истекший год число пассажиров составило 3,5 миллионов человек и по сравнению с 2016 годом выросло на 95%. Показатель пассажирооборота тоже продемонстрировал рост, увеличившись на 44%.

Один из крупнейших чартерных перевозчиков России, перевезший в 2017 году более 2,2 миллиона пассажиров, летом 2016 года был вызван на ковер в Федеральное агентство воздушного транспорта в связи с постоянными длительными задержками рейсов вплоть до нескольких десятков часов. Перевозчик обещал принять меры. В случае неумения наладить регулярные вылеты в точное время компании грозит ограничение на перевозки.

Azur Air была дочерней компанией ЮТэйр, но два года назад пустилась в самостоятельное плавание. За 2017 год число пассажиров компании составило 3,6 миллионов человек, практически на 2/3 больше по сравнению с 2016 годом.

«Глобус» входит в группу «S7 Group», являясь дочерней компанией авиагиганта «Сибири», занявшей второе место в рейтинге лучших авиакомпаний. 2017 год выдался для компании благоприятным – число пассажиров увеличилось на 20,2%, составив 4,1 миллионов человек.

Дочерняя компания «Аэрофлота», перенявшая эстафету от скончавшегося в результате санкций ЕЭС «Добролета», позиционируется как бюджетная. Хотя первые билеты на рейсы новой авиакомпании были проданы всего два года назад, она уверенно вошла в топ-10 авиакомпаний России.

Число пассажиров за 2017 год составило 4,3 млн человек, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 5%. Несмотря на молодость, перелеты «Победы» уже успели обрасти скандалами. Недовольство пользователей вызывает политика умалчивания настоящей цены за перелет, требования заплатить за возможность сидеть вместе семьям, задержки рейсов и случаи, когда билетов на рейс продается больше, чем число посадочных мест.

На пятом месте в рейтинге российских авиакомпаний 2018 года находятся «Уральские авиалинии», перевезшие в 2017 году 7,5 миллионов человек, продемонстрировав рост в 25%. А пока компания требует от Росавиации оплаты произведенной перевозки ветеранов ВОВ для празднования годовщины Победы в 2015 году. Заявку на оплату Росавиация отклонила, придравшись к тому, что в ней отсутствуют слова «включая НДС» и прочие моменты такой же степени важности.

Обладательница крупнейшего в мире действующего вертолетного флота, похоже, оправилась от кризиса конца 2014 года. В 2017 году число пассажиров, перевезенных этой компанией, составило 6,8 миллионов человек, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 9,1%.

Вторая дочерняя авиакомпания гиганта «Аэрофлота», вошедшая в первую десятку рейтинга российских авиакомпаний 2018 года, перевезла в прошлом году более 10,6 миллионов человек, продемонстрировав впечатляющий рост количества пассажиров на 41,5% — самый высокий из участвующих в рейтинге авиакомпаний. При этом показатель пассажирооборота увеличился на 55,3%.

На втором месте в рейтинге самых крупных авиакомпаний России находится «Сибирь», она же «S7 Airlines», осуществляющая перевозки по 83 направлениям как в России, так и за рубежом. Большая часть последних, впрочем, обслуживается авиакомпаниями-партнерами. Всего за 2017 год было перевезено 9,3 миллионов пассажиров.

Россияне продолжают летать самолетами Аэрофлота. За 2017 год компания перевезла более чем 30,5 миллионов человек, опередив по этому показателю занявшую второе место в рейтинге «Сибирь» более чем в 3 раза. Неудивительно, ведь «Аэрофлот» — крупнейшая и старейшая российская авиакомпания, которая перевозит пассажиров начиная с 1923 года. Хотя компания и была занесена в черный санкционный список Украины, увеличению числа перевозок это не препятствует.

По таким критериям как число пассажиров и пассажирооборот у компании за истекший год зафиксирован рост на 12%. Кстати, «Аэрофлот» можно назвать еще и одной из самых безопасных авиакомпаний 2018 года в России – на ее линиях не произошло ни одной крупной авиакатастрофы, на считая, разумеется, дочерних компаний и несчастий, вызванных действиями третьих сторон. В рейтинге безопасности авиакомпаний, опубликованном в 2017 году аудиторской компанией JACDEC, «Аэрофлот» находится на 37 месте.

Рейтинг безопасности авиакомпаний мира 2017 (JACDEC)

Ранг Авиакомпания Страна Код перевозчика Индекс безопасности
1 Cathay Pacific Airways China,Hong-Kong CX, CPA 0,005
2 Air New Zealand New Zealand NZ, ANZ 0,007
3 Hainan Airlines China HU, CHH 0,009
4 Qatar Airways Qatar QR, QTR 0,009
5 K L M Netherlands KL, KLM 0,011
6 EVA Air Taiwan BR, EVA 0,012
7 Emirates United Arab Emirates EK, UAE 0,013
8 Etihad Airways United Arab Emirates EY, ETD 0,014
9 QANTAS Australia QF, QFA 0,015
10 Japan Airlines Japan JL, JAL 0,015
11 All Nippon Airways Japan NH, ANA 0,016
12 Lufthansa Germany LH, DLH 0,016
13 TAP Portugal Portugal TP, TAP 0,017
14 Virgin Atlantic Airways United Kingdom VS, VIR 0,017
15 Delta Air Lines USA DL, DAL 0,018
16 Air Canada Canada AC, ACA 0,02
17 jetBlue Airways USA B6, JBU 0,02
18 Virgin Australia Australia VA, VOZ 0,02
19 British Airways United Kingdom BA, BAW 0,023
20 Air Berlin Germany AB, BER 0,023
21 WestJet Airlines Canada WS, WJA 0,023
22 Sichuan Airlines China 3U, CSC 0,028
23 Norwegian Air Shuttle Norway DY, NAX 0,032
24 Shenzhen Airlines China ZH, CSZ 0,032
25 Iberia Spain IB, IBE 0,034
26 Jetstar Airways Australia JQ, JST 0,036
27 Southwest Airlines USA WN, SWA 0,037
28 EasyJet United Kingdom U2, EZY 0,037
29 AirAsia Malaysia AK, AXM 0,043
30 Thomson Airways United Kingdom BY, TOM 0,047
31 United Airlines USA UA, UAL 0,051
32 Singapore Airlines Singapore SQ, SIA 0,051
33 China Eastern Airlines China MU, CES 0,061
34 Ryanair Ireland FR, RYR 0,064
35 Swiss Switzerland LX, SWR 0,064
36 LATAM Chile Chile LA, LAN 0,095
37 Aeroflot Russia SU, AFL 0,101
38 Jet Airways India 9W, JAI 0,109
39 Alitalia Italy AZ, AZA 0,113
40 Air India India AI, AIC 0,115
58 Garuda Indonesia Indonesia GA, GIA 0,77
59 Avianca Colombia Colombia AV, AVA 0,914
60 China Airlines Taiwan CI, CAL 0,977