Могильник гуннского вождя найденный в венгрии. Археологи обнаружили гробницу воителя аттилы

Гуннские погребения

Гунны не образовывали больших стойбищ, по крайней мере, таковые практически не известны ученым716. Пока открыты следы лишь нескольких юрт, возможно, оставленных гуннами, – в Лесостепном Подонье717. Основной источник знаний археологов об этом народе – погребения.

Погребения кочевников, связываемые с восточноевропейскими гуннами, в основном расположены в степном поясе Европы: от современных Венгрии и Австрии на западе до российского Среднего Поволжья на востоке. Они крайне немногочисленны: на многие десятки курганов и сотни погребений может встретиться лишь одно гуннского времени, и то не всегда718.

Одна из загадок – почти полное отсутствие погребений начального этапа: первых десятилетий пребывания гуннов в Восточной Европе. А. В. Комар указал лишь на четыре курганных восточноевропейских погребения раннегуннского времени, – и все они, по его мнению, относятся к аланам, но не к гуннам719. М. М. Казанский выделил пять гуннских погребений для всей Восточной и Центральной Европы, но и с ними не все однозначно. Так, в двух могилах, одна из которых, вероятно, принадлежала мастеру-меднику, а вторая – знатной женщине, найдены в числе прочих вещей и сарматские зеркала720. И поэтому не исключено, что в этих могилах были похоронены не «этнические гунны», а «примкнувший к ним» ремесленник-сармат и полоненная сарматская женщина.

Возможно, гуннские погребения просто не опознаны археологами среди бедных или совсем безынвентарных степных могил. А. К. Амброз, соглашаясь в основном с Л. Н. Гумилевым, полагал, что в Европу, вероятно, пришла только кучка воинов-гуннов, усвоившая на новой родине новую материальную культуру721. Только следующее поколение, завоевав место под солнцем, обросло хозяйством и обзавелось тем множеством вещей, которые и находят археологи.

Большинство всех известных гуннских погребений относится к периоду от рубежа IV – V веков до краха державы Аттилы. Но в южнорусских степях, куда отступило из Подунавья племенное ядро гуннов в 50?х годах, часть погребений, вероятно, относится также и к более позднему времени. Гунны продолжали обитать в Северном Причерноморье, видимо, до 70?х годов V века, пока не были вытеснены протоболгарами в Поволжье722. Там известна группа погребений, относимых археологами уже к постгуннскому времени.

Погребения гуннов, как мы уже писали, разбросаны на гигантском пространстве. Это прежде всего европейский степной пояс – от Среднего Подунавья до Урала. А «шлейф» самых поздних гуннских погребений тянется и в Центральную Азию – в Северный Казахстан и дальше на восток. Несмотря на такой огромный территориальный и временной (порядка двух столетий) охват, во многом они едины: по большинству черт погребального обряда и находимому в могилах инвентарю.

Яркие погребения, так же как и различные «клады» с предметами «интернациональной» воинской моды и вещами, сделанными в традициях полихромного стиля эпохи, находят и в Западной Европе: от Франции и Шотландии до Португалии и Италии – и даже в Северной Африке723. Но эти находки в подавляющем большинстве связаны не с гуннами, а с другими варварами, прежде всего с рядом германских племен и с аланами. Во многих случаях определить этнос погребенного затруднительно – тогдашней вещевой моде были «покорны» многие народы.

Что же собой представлял погребальный обряд собственно гуннов? Надо сказать, что гунны, видимо, вплоть до краха державы Аттилы не очень любили насыпать курганы над могилами. Гуннских курганов нет ни в Паннонии, ни вообще в Западной и Центральной Европе724; в севернопричерноморских степях они также скорее редкость. Редки и «впускные» гуннские погребения (так археологи называют погребения, при которых кочевники использовали уже имеющийся, более ранний курган). Главным образом гунны хоронили усопших в грунтовой яме, без насыпки кургана. Скитаясь по миру, они никогда не могли быть уверены, что их курганы не окажутся на чужой территории и не будут разграблены, и поэтому очень часто выкапывали могилы в неприметных местах. Кстати, сюнну тоже не слишком увлекались возведением курганов. Знаменитый китайский историк рубежа II – I веков до н. э. Сыма Цянь писал, что сюнну «не насыпают могильных холмов, не обсаживают могилы деревьями»725. Напомним, что и могила Аттилы была устроена тайно, а все, кто мог знать о месте ее нахождения, – убиты. Это, кстати, может быть еще одним доказательством родства гуннов с древними тюрками и монголами. Ведь до сегодняшнего дня не найдено ни одной могилы древнетюркских или монгольских правителей – сохранились лишь их поминальные храмы726.

Именно поэтому гуннские погребения находят почти всегда случайно: то тракторист или комбайнер при сельхозработах вывернет из пахоты меч, то местные ребятишки на склоне оврага, в обрыве реки или ручья заметят блеск золота из размываемой могилы, то при прокладке траншеи строители наткнутся на погребение… Так, жители Силадьшомийо (в Трансильвании) в конце XIX века нашли богатейшую сокровищницу гуннского или германского вождя, копая картошку на огороде.

Лишь утратив свою великую державу и откочевав во второй половине V века в степи Заволжья, гунны немного расслабились и перестали беспокоиться о сохранности своих могил. Именно в этом регионе, кажется, больше всего гуннских курганов, хотя и грунтовые могилы, очевидно, имели место.

Но и курганные и бескурганные гуннские могилы, как мужские так и женские, – примерно одинаковы. Обычно это простая прямоугольная яма с прямыми стенками, иногда с подбоем – нишей, куда укладывали покойника. Гунны погребали своих умерших, как правило, на спине, в вытянутом положении, головой на север. В могилах довольно часто находят следы напутственной пищи – кости и черепа лошади, овцы или других животных, а также остатки шкур. Находят и простые лепные горшки, видимо с питьем. Сосуды обычно ставили у головы погребенного. В ногах или рядом с телом могли сложить детали конской упряжи.

Встречаются и погребения в деревянных гробах, как женские, так и мужские. Несколько явно гуннских погребений открыто на некрополях позднеантичных городов – в склепах и катакомбах более раннего времени, вторично использованных гуннами727.

Западные, паннонские, находки в целом богаче степных, восточноевропейских. В Паннонии, в частности, найдены золотые обкладки сложносоставного лука. Больше там находят и мечей, ножны которых имеют обкладки из золотой фольги, а рукояти украшены дорогой перегородчатой инкрустацией. Самый большой клад золотых монет (около полутора тысяч штук) – след денежных выплат гуннам – также обнаружен на Западе728.

Очень редко, но находят гуннские погребения в пещерах. Одно из них открыто в Нижнем Поднепровье729, еще одно в Южном Приуралье730. В последнем был найден хорошо сохранившийся гуннский ритуальный котел, а само погребение, вероятно, относится ко времени отката гуннов на Восток.

В мужских могилах почти все вещи связаны с извечными мужскими «увлечениями» – войной и верховой ездой. Здесь находят длинные, внушительного вида мечи, костяные накладки на сложносоставной лук, характерные ромбовидные железные наконечники стрел, очень редко – копья, кинжалы, фрагменты кольчуг. Также в мужских погребениях встречаются металлические детали наборных поясов и оружейных портупей – пряжки, наконечники ремней, накладки – из разных металлов и разной сложности исполнения в зависимости от богатства погребенного.

Из конской амуниции находят железные удила, бронзовые и железные части ремней (пряжки, соединения и пр.), различные украшения сбруи. Важной находкой и маркером именно гуннского стиля являются украшавшие седло тонкие золотые или серебряные накладки – обычно треугольной формы, с известным всем гунноведам «чешуйчатым» или реже – «вафельным» орнаментом.

Фурнитура ремней и конской упряжи сделана в узнаваемых традициях той эпохи – в самобытном полихромном стиле, расцветшем в степях именно с приходом гуннов: бронзовая или иная основа предмета обтягивалась тонкой золотой или серебряной фольгой и украшалась вставками из драгоценных камней – обычно разновидностей граната.

Еще в некоторых могилах (только в мужских) и в кенотафах найдены золотые обивки, оставшиеся от небольших деревянных лошадок. В одном крымском погребении глаза такой лошадки были оформлены в виде сердоликовых вставок. Может быть, это следы некоего культа, связанного с конем, или символ социального статуса. Но что?то объединяло тех, кому были посвящены эти статуэтки, – и сурового гуннского вояку, в честь которого был разожжен погребальный костер в днепровской степи, и мальчика-подростка, похороненного в Восточном Крыму731.

Интересны находки так называемых «личин» – это тисненные на золотой фольге изображения округлых мужских лиц, обычно бородатых. Ими украшали накладки ременной сбруи. «Личины» – своего рода визитная карточка гуннского погребения, у других народов они почти не встречаются. Больше всего такие украшения любили поволжские гунны позднего периода гуннской истории, но одна «личина» найдена и в Приднепровье, в Новогригорьевском кенотафе, а матрица для оттисков – на Нижнем Дону, в районе античного Танаиса732.

Одно из очень немногих гуннских воинских погребений, не разрушенных грабителями или просто несведущими людьми, раскопано П. С. Рыковым в Оренбургской области в 1925 году. Гуннский воин был погребен в могиле под курганной насыпью, в решетчатом гробу, обшитом берестой. На гробе в ногах лежали седло и конская сбруя. Мужчину сопровождали кинжал в деревянных ножнах с золотой обкладкой, железный наконечник стрелы, бронзовые браслеты. Видимо благодаря особенностям климата, сохранность содержимого могилы была редкостная, и удалось понять, что мужчина был одет в малиновый кафтан до колен с нашитыми бронзовыми бляшками, обтянутыми тонким золотым листом. Сохранились и деревянная долбленая кружка, и часть нагайки, и ряд других вещей из дерева733.

Женские гуннские погребения устроены примерно так же, как мужские. В них нет оружия, но, как и в мужских, археологи находят в них напутственные кости лошадей, металлические части истлевших седел и конской упряжи. Но главное – это, конечно, украшения: необычные, присущие только гуннским женщинам колты734, кулоны, диадемы. Они сделаны из бронзы и золота, украшены десятками гранатов, сердоликов, треугольниками из напаянных маленьких шариков – зерни735.

Встречаются в женских погребениях и украшения попроще – серьги в форме «калачика», перстни, бусы. Изредка находят и зеркала, среди которых есть и весьма сарматские на вид.

Возможно, они принадлежали сарматским женщинам, ставшим женами гуннов, или потомкам этих женщин.

Одно из самых богатых женских погребений было случайно разрушено и доследовано археологами в 1948 году в районе города Мелитополь736. Здесь была найдена одна из лучших гуннских диадем, украшенная различными драгоценными камнями. Нашли и золотые обкладки седла, железные удила, бронзовый котел, «сарматское» зеркало, а также множество золотых накладок с гранатовыми вставками. Правда, с функциональным назначением этих накладок археологи до сих пор не вполне определились.

Еще в одном погребении – у деревни Марфовка в Крыму, недалеко от Керчи, – в середине 1920?х в погребении в кургане был найден весь основной женский гарнитур высшего гуннского ранга: золотая на бронзовой основе диадема, золотые колты и кулоны – случай совершенно уникальный для одного погребения. Рисунки и описания найденного давно опубликованы, но сами марфовские вещи к настоящему времени, увы, утрачены737.

Найденные археологами останки гуннов свидетельствуют, что гунны были монголоидами738. У погребенных гуннов нередки следы намеренной деформации черепа739. В гуннскую эпоху такая традиция появляется и у германских племен. Возможно, и гунны, и германцы восприняли этот обычай у сарматов, у которых он издавна бытовал.

Кроме обычных погребений, время от времени археологи находят гуннские кенотафы – символические захоронения, где есть только вещи, но нет погребенного. Это – мужские воинские комплексы, судя по тому, что в них лежат в основном оружие и конская сбруя. Скорее всего, они сооружены в память воинов, тела которых не удалось отбить у врагов для погребального обряда.

Гуннские кенотафы бывают нескольких видов, но здесь всегда в той или иной мере имел место огненный ритуал – в них находят угли, обожженные кости животных и необожженные вещи или, например, только кучку вещей со следами огня в небольшой ямке. Сейчас ученые спорят, во всех ли подобных случаях мы имеем дело с кенотафами, или же иногда это могила со следами кремации тела. Но кажется, есть больше оснований считать все или почти все подобные памятники все?таки кенотафами740, к чему склоняются и авторы данной книги.

Ярким примером одного из видов кенотафов741являются памятники у Новогригорьевки в Поднепровье, раскопанные в XIX веке Д. Я. Самоквасовым. Под тремя круглыми каменными выкладками находился слой углей и смешанных с ними многочисленных предметов. Воинский набор под каждой из выкладок оказался примерно одинаков: меч в ножнах, наконечники стрел, удила, седельные обкладки, различные ременные уздечные наборы – пряжки, накладки. Многие вещи сделаны из золота и серебра или обтянуты золотой фольгой, вставки – сердоликовые. Возможно, это был родовой поминальник, использовавшийся неоднократно, так как по деталям оформления некоторых вещей одна из символических могил датируется несколько более поздним временем, чем две другие742.

Кенотаф другого рода был найден в урочище Макартет в Запорожской области – его обнаружил тракторист во время пахоты. В потревоженной плугом небольшой ямке находилось нескольких мечей, наконечники стрел, части седла и уздечного набора, два бронзовых котелка. Некоторые предметы побывали в огне, мечи были намеренно согнуты, то есть ритуально «умерщвлены». Необычной находкой стал набор из пяти поясных деталей со вставками – сердоликовыми геммами первых веков н. э. Такие геммы гунны могли вывезти из походов на Римскую империю. Подобные поминальники найдены и в венгерских Паннонхальме, Печ-Усёге и других местах743.

Очевидно, что огненные ритуалы были не чужды гуннам, ведь и Аттила в день битвы на Каталаунских полях сложил пирамиду из конских седел, намереваясь броситься в огонь в случае поражения.

Все, описанное выше, относится к воинам и их женам – не очень богатым и не самым знатным. Гуннская верхушка – это другой уровень богатств. Правда, погребений высшей знати эпохи Великого переселения народов открыто буквально единицы, и ни одно из них еще не попало в руки археологов нетронутым. Да и не вполне ясно, гуннские они или принадлежат вождям союзных гуннам племен.

Пожалуй только два таких погребения могут принадлежать именно гуннским властителям или их приближенным – погребение в румынских Концештах (1808 год) у реки Прут и «Суджанский клад» (1918 год) на территории современной Курской области744. В обоих случаях могилы случайно обнаружены местными жителями, разграблены, и вещи лишь постепенно оказывались в музеях. Судя по описаниям находчиков и по вещам, эти погребения имели немало общих черт – они совершены в каменных склепах, в них найдена серебряная римско-византийская посуда и ряд «статусных» предметов, указывающих на высокое положение их владельцев. Кувшин с изображением девяти муз из Суджи, ваза-амфора с сюжетом амазономахии и ведро-ситула со сценами греческой мифологии из Концешт – это произведения искусства, а не просто дорогие вещи. Возможно, это дары гуннским правителям от императоров Рима или Константинополя. В Концештах к такого рода вещам можно отнести и складной римский стул с серебряными обкладками, и дорогой «парадный» железный шлем с серебряным покрытием. Из суджанской могилы происходит интереснейшая массивная золотая гривна с круглым диском-медальоном, украшенным сложной перегородчатой инкрустацией. И. О. Гавритухиным было отмечено сходство этой гривны с теми, что носили римские телохранители745. В Концештах найдены и яркие «варварские» вещи – фрагменты золотых обкладок (вероятно, седельных) с узнаваемым гуннским чешуйчатым декором746. Здесь же впервые были найдены изделия, выполненные в полихромном стиле747.

К сожалению, этнос погребенных до конца не ясен, как неясно и правителями каких народов они были. Эти вожди могли быть как гуннами, так и германцами, ведь окрестности Суджи, как и берега Прута, входят в ареал черняховской культуры748.

Иордан сообщает, что Аттила был похоронен в трех гробах, один из которых был золотым749. Это весьма сходно с обрядом погребения знатных сюнну – археологи подтверждают, что в их могилах гроб помещался внутри двух срубов, вложенных один в другой. Сыма Цянь так описывает похороны сюннуских шаньюев: «Для похорон [у них] есть внутренний и внешний гроб, [с покойником кладут] золото и серебро, одежду и шубы, но [они] и не носят траурных одежд. Когда умирает правитель, то вместе с умершим хоронят его любимых слуг и наложниц, их число достигает нескольких сотен или тысяч человек»750. Правда, с Аттилой его слуг не погребли, но многие из них тем не менее пали жертвами при похоронах, поскольку их убили ради сохранения тайны. В целом же в гуннских погребениях следов человеческих жертвоприношений не обнаружено.

Как можно видеть, гунны не очень усложняли себе жизнь устройством роскошных усыпальниц. Их могилы максимально просты. Как проста была, вероятно, и их религиозная жизнь. Другая отличительная черта – «тайный», бескурганный характер многих могил, в результате чего до сих пор найдена, вероятно, только малая их часть.

Крупнейший советский специалист по раннесредневековой археологии А. К. Амброз считал, что все известные гуннские погребения принадлежат рядовым воинам, поскольку, несмотря на их кажущуюся роскошь, в них преобладают не золотые предметы, а лишь предметы, обтянутые золотой фольгой и украшенные достаточно дешевыми самоцветами. Гуннская знать времен Аттилы обладала огромными богатствами, и, значит, могилы этих людей пока не найдены751.

Вполне вероятно, что самые громкие открытия гуннской археологии еще впереди.

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Золотые погребения Мапунгубве Находки, сделанные в Мапунгубве, имеют важное значение по двум причинам. Во первых, они богаты скелетным материалом, золотыми и прочими предметами, а во-вторых, поскольку компания «Древние руины лимитед» не разграбила этот участок, почти

Из книги Высший генералитет в годы потрясений Мировая история автора Зенькович Николай Александрович

Глава 1. Два погребения В последний путь маршала провожала жиденькая цепочка родных и близких. Не было пышной панихиды, приличествующей его высшему в стране воинскому званию, положению в государстве, боевым наградам. Хоронили тихо, незаметно.В немногочисленной траурной

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора

4. Пирамиды и погребения 4.1. Кто и когда построил великую пирамиду Хуфу-Хеопса Сегодня считается, что три крупнейшие пирамиды Египта возведены в эпоху 4-й династии фараонов 2680–2565 годов до н. э. , с. 254. Считается, что три основные пирамиды последовательно построены

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Ранние погребения Археологические раскопки свидетельствуют, что уже в то далекое время человек был верующим, хотя вера его еще носила неосознанный, интуитивный характер.Об этом свидетельствуют и древнейшие захоронения, которые появились в мустьерское время.Ученые автора Ершова Галина Гавриловна

Погребения Несмотря на общее стилистическое сходство с культурой Паракас, общество Наска достаточно резко меняет свои погребальные традиции. Достаточно сказать, что насканцы практически перестали мумифицировать своих покойников.Все это свидетельствует об очередном

Из книги Великие открытия автора Аугуста Йозеф

Из книги Иисус и его мир [Новейшие открытия] автора Эванс Крейг

Из книги Тайны египетских фараонов автора Сиднева Галина

Ритуал погребения В день погребения фараона обязательно собирались все родственники, придворные, сановники. Они выстраивались в длинную процессию, во главе которой следовал наследник фараона. За ним шли в строгом порядке высшие чиновники, вельможи, жрецы и жрицы.

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Золотые погребения Мапунгубве Находки в Мапунгубве важны для нас по двум причинам. Во-первых, было найдено множество человеческих скелетов, золота и других предметов, а во-вторых, поскольку ни одна Компания древних развалин не орудовала в этих местах, все осталось

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

4.1. «Древне»-египетские погребения XIX века н. э Напомним результат из нашей книги «Новая хронология Египта»: датировка одного из египетских зодиаков («зодиака Бругша»), изображенного на крышке деревянного гроба, найденного во второй половине XIX века, дает СЕРЕДИНУ XIX ВЕКА,

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Бухарские обряды автора Саидов Голиб

Таъзия обряд погребения Кладбище Абухавс-и Кабир («Хазрат-и Имом»). Фото автора.Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета… Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки… Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Погребения Наконец, рассмотрим особенности погребального обряда, прослеживающиеся в могильниках западной, центральной и восточной зон, в частности ориентировки погребений.Хотя в этнографии до сих пор существуют различные мнения по поводу того, чем обусловлена та или

Из книги Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси автора Верещагина Александра Владимировна

2.4. Обряд погребения Рождение, создание семьи и смерть человека всегда сопровождались большим количеством верований и обрядов, которые занимали значительное место в жизни каждого христианина. Погребение не является отдельным таинством. Однако смерть человека и

22.07.2014

В процессе строительства фундамента моста через Дунай в Будапеште было обнаружено гуннское захоронение, датированное VI веком. Археологи Будапештского университета предполагают, что могила может принадлежать непосредственно самому великому предводителю гуннов - Атилле. Согласно хроникам, Атилла умер в Паннонии в 453 году. Паннония - это территория современной Венгрии.

В могильнике было найдено множество скелетов коней, оружие, меч из метеоритного железа и прочие артефакты гуннского происхождения. Самым главным в этой находке является меч. По легенде, которую рассказывает историк Иордан, пастух заметил, что одна корова из стада сильно хромала без видимой причины ранения. Пастух проследил кровавые следы и нашел меч, на который, по всей видимости, и наступила корова, пощипывая траву. Пастух выкопал меч и сделал подношение Атилле, которому очень это понравилось. Атилла возомнил, что именно для него хранился этот Марсов меч в земле и теперь именно ему суждено стать владыкой всего мира, именно ему даровано стать могущественнее всех в войнах.

Но есть предания, от которых никуда не деться. И по одно из таких преданий гласит, что Атилла был похоронен в свинцовом гробу, который был помещен в золотой гроб. Захоронение было сделано в русле реки, но какой реки есть только догадки. А для того, чтобы похоронить своего вождя гунны перекрыли реку, положили гроб, пустили реку, и вода накрыла вечным одеялом сна легендарного предводителя всех гуннов. Так что причин сомневаться в непринадлежности найденной могилы в Будапеште к захоронению Атиллы, практически нет. Ведь следов ни золотого, ни цинкового гроба не было обнаружено, а делать предположения на основе находки меча из метеоритного железа слишком рано. Есть вероятность, что гробы могли когда-то выкрасть и только.

Другая находка была сделана на берегу озера Ялпуг, что расположена в Одесской области и граничит с Румынией. Одесские археологи тоже тянут одеяло на свою сторону и уверяют, что раскопанной оказалась гробница легендарного Атиллы. Обнаруженный клад имеет стоимость в 5 млн долларов и является одним из самых драгоценных кладов во всем мире. Подобные ювелирные изделия, что оказались в кладе, делали исключительно в Константинополе. Археолог Олег Савельев объясняет, что, по всей видимости, эти украшения попадали к варварам в качестве платы за верность и службу или как откуп от непрекращающихся набегов. Максим Левада - украинский археолог, делает предположение, что гробница относится к более позднему периоду захоронения и приходится на время правления сыновей Атиллы. Но то, что гробница царского происхождения, о чем говорит богатство захоронения, Левада не сомневается.

И действительно, после смерти Атиллы его старший сын Эллак погиб в борьбе с восставшими племенами, часть гуннов под предводительством младшего сына Эрнака перебралась в северное Причерноморье, часть гуннов так и осела в бассейне Дуная под началом Ултциндура и Эмнетцура. Так что Левада не голословен. Продолжаем научные изыскания, уважаемые!

Как сообщает агентство WorldNews, в Будапеште при строительстве фундамента нового моста через Дунай рабочие обнаружили богатое захоронение VI века. Археологи считают, что это могила великого гуннского вождя. Весьма вероятно, что там похоронен сам Аттила.
Историк из Будапештского университета (Lorand Eötvös University) Альбрехт Румштейн (Albrecht Rümschtein) рассказывает о находках: «Мы нашли много скелетов лошадей, а также различное оружие и другие артефакты, принадлежащие гуннам. Среди них и большой меч, сделанный из метеоритного железа, который, безусловно, может принадлежать Аттиле». Тем не менее ученый признает, что для подтверждения личности похороненного нужен дальнейший анализ.
Аттила, согласно хроникам, умер в Паннонии, то есть на территории современной Венгрии в 453 году, что несколько раньше, чем датировка найденного погребения. Вскоре после его смерти держава гуннов распалась. Старший сын Аттилы Эллак погиб в битве с восставшими племенами, которые при его отце были подчинены гуннам. После этого часть гуннов во главе с младшим сыном Аттилы Эрнаком ушла в северное Причерноморье, а часть с сыновьями Динтциком, Эмнетцуром и Ултциндураом осталась в бассейне Дуная.
Легенду о появлении знаменитого меча Аттилы рассказывает историк Иордан, ссылаясь на Приска Панийского: «Некий пастух, говорит он [Приск], заметил, что одна телка из его стада хромает, но не находил причины ее ранения; озабоченный, он проследил кровавые следы, пока не приблизился к мечу, на который она, пока щипала траву, неосторожно наступила; пастух выкопал меч и тотчас же принес его Аттиле. Тот обрадовался приношению и, будучи высокомерным, возомнил, что поставлен владыкою всего мира и что через этот Марсов меч ему даровано могущество в войнах».

Легенда о могиле Тамерлана

Согласно легенде, источник и время возникновения которой не представляется возможным установить, существовало предсказание о том, что если прах Тамерлана будет потревожен, начнётся великая и страшная война.
В усыпальнице Тимура Гур Эмир в Самарканде на большой тёмно-зелёной нефритовой могильной плите арабской вязью на арабском и персидском языках начертано:
«Эта гробница великого Султана, милостивого хакана Эмира Тимура Гургана; сына Эмир Тарагая, сына Эмир Бергуля, сына Эмир Айлангира, сына Эмир Анджиля, сына Кара Чарнуяна, сына Эмир Сигунчинчина, сына Эмир Ирданчи-Барласа, сына Эмир Качулая, сына Тумнай Хана. Это 9 поколение.
Чингиз-Хан происходит из того же рода, от которого происходят деды достохвального султана, погребённого в этой священной и прекрасной гробнице: Хакан-Чингиз-сын. Эмир Майсукай-Бахадур, сына Эмир Барнан-Бахадура, сына Кабул-Хана, сына упомянутого Тумнай-Хана, сына Эмир Байсунгары, сына Кайду-Хана, сына Эмир Тутумтина, сына Эмир-Бука, сына Эмир-Бузанджара.
Кто желает узнать дальше, да будет тому известно: мать последнего звали Аланкува, которая отличалась честностью и своей безукоризненной нравственностью. Она однажды забеременела от волка, который явился к ней в отверстие комнаты и, приняв образ человека, объявил, что он потомок повелителя правоверных Алия, сына Абу-Талиба. Это показание, данное ею, принято за истину. Достохвальные потомки её будут владеть миром вовеки.
Умер ночью 14 Шагбана 807 года (1405 год).»
Внизу камня надпись: «Камень этот поставлен Улугбеком Гурганом после похода в Джитта».
Несколько менее достоверных источников сообщает также, что на надгробии имеется надпись следующего содержания: «Когда я восстану (из мёртвых), мир содрoгнётся». Некоторые, документально неподтверждённые, источники утверждают, что при вскрытии могилы в 1941 году внутри гроба была обнаружена надпись:«Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».
Другая легенда гласит: В 1747 году иранский Надир-шах забрал этот нагробный камень из нефрита, и в тот день Иран был разрушен землетрясением, а сам шах тяжело заболел. Землетрясение повторилось, когда шах вернулся в Иран, и камень вернули обратно.
Из воспоминаний Малика Каюмова, бывшего кинооператором при вскрытии могилы:
Вошёл в ближайшую чайхану, смотрю - там три древних старика сидят. Я ещё отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я присел неподалёку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: «Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумали?». А я возьми да и скажи: «Да я в этой экспедиции самый главный, без меня все эти учёные - никуда!». Шуткой решил свой страх отогнать. Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку ещё больше нахмурились. А тот, что заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, смотрю, в руках у него книга - старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старик по строчкам пальцем водит: «Вот смотри, сынок, что в этой книге написано. „Кто вскроет могилу Тамерлана - выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные“»…

Статья из газеты «Известия» от 22.06.1941 г.
Он решил рассказать остальным, и его подняли на смех. Это было 20 июня. Учёные не послушались и вскрыли могилу, и в этот же день началась Великая Отечественная война. Никто не смог найти тех старцев: хозяин чайханы сказал, что в тот день, 20 июня, он видел стариков в первый и последний раз.
Вскрытие гробницы Тамерлана было произведено в ночь на 20 июня 1941 года. Позднее, в результате исследования черепа полководца, советским учёным-антропологом М. М. Герасимовым была воссоздана внешность Тамерлана.
Однако план войны с СССР был разработан в ставке Гитлера ещё в 1940 году, дата вторжения была ограниченно известна весной1941 года и окончательно определена 10 июня 1941 года., то есть задолго до вскрытия могилы. Сигнал войскам о том, что наступление должно начаться по плану, передан 20 июня.
По словам Каюмова, он, будучи на фронте, добился встречи с генералом армии Жуковым в октябре 1942 года, объяснил ситуацию и предложил вернуть прах Тамерлана обратно в могилу. Это было осуществлено 19-20 ноября 1942 года; в эти дни произошёл перелом в Сталинградской битве.

Предлагаю срочно закопать обратно.

Кому-то близка идея, давно просочившаяся в СМИ, о том, что вторжение гитлеровских войск на территорию Советского союза произошло именно оттого, что накануне 21 июня 1941 года была вскрыта могила Тамерлана. Перед этим ученым указывали на место в старинной книге, где упоминалось, что нельзя раскапывать могилу Тимура, так как начнется война: «Кто вскроет могилу Тамерлана - выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные…»

Так и случилось, хотя в нашем техногенном мире доказать связь двух событий никто пока не может. Тем более понятно, что план войны с СССР разрабатывался заранее. Историки утверждают, что дата вторжения была определена на 10 июня 1941 г., то есть задолго до вскрытия могилы. Но отчего-то началось оно 22 июня 1941 года.

А вот ещё одна версия, также не доказуемая, не задокументированная, не предсказанная, но возможная

В 2014 году при строительстве моста через реку Дунай в столице Венгрии (город Будапешт), рабочие раскопали потрясающий гроб. Анализ памятника показал, что это был погребальная камера великого гуннского вождя, скорее всего, самого короля Аттилы.

Были найдены много скелетов лошадей, а также различное оружие и другие артефакты, все традиционно связанные с гуннами. Эти объекты включают в себя большой меч, сделанный из метеоритного железа, который, безусловно, может принадлежать легендарному Аттиле » Скифский Священный меч войны», якобы подаренный ему самим богом войны Марсом.

Аттила умер в 453 после застолья во время празднования своего последнего брака с красивой и молодой принцессой по имени Ильдико. Он привел много военных походов на Восточную и Западную Римские империи, что вошло в историю как варварские нашествия или Великое переселение народов, масштабного движения германских народов, которые значительно ускорили падение Рима и появление средневековой Европы. Аттила не проиграл ни одного сражения, но не взял Рим, хотя пришел к его стенам.

О чем говорили Папа Римский и самый жестокий вождь варваров Аттила неизвестно до сих пор. Разговор длился больше часа. А после этого произошло неслыханное — Аттила, этот ужас Европы и антихрист, повернул свое войско и ушел прочь от Рима.

По мнению историков он был венгром и явился основателем страны.

Современники звали «Бичом Божьим» и «Разрушителем Европы». О его жестокости ходили легенды, которые он всячески поддерживал.

Откопали гроб Аттилы и ИГИЛ пошло в наступление! Да ИГИЛ не возникло в тот же же день, когда была обнаружена неожиданная находка в Будапеште. ИГИЛ возникло раньше, но крестовый поход ИГИЛ начался именно в 2014 году. Потом хлынули толпы беженцев в перемешку с террористами. Европа рушится, и уже не по тихому, а прям по границам. Уж не «Разрушитель Европы» ли разгневался?! А дальше думайте сами….

Сталин отдал приказ перезахоронить Тамерлана. Помогло похоже не сильно — более 20 миллионов смертей. А может, на всякий случай, Аттилу вернуть в землю тоже, живым от этого хуже не станет….

Время: 434-453 гг. Место: Европа

Гунны - орда жестоких кочевников-завоевателей, вторгшихся в конце IV в. в Европу. Кто они такие - достоверно неизвестно. Откуда пришли - тоже. Не знают историки наверняка, где и как сформировались эти многочисленные племена, завоевавшие территорию от устья Волги до Карпат. Гунны сумели вытеснить из Причерноморья грозных готов и аланов, множество других народов было вынуждено бежать со своих земель, некоторые из них вошли в состав войска кочевников. Греки и римляне описывают гуннов как дикарей и уродцев, низкорослых, безбородых, с кривыми носами и ногами, не умеющих выделывать шкуры, спящих под открытым небом и употребляющих в пищу сырое мясо. Войска кочевников не имели построения. Владея только саблей, топором, пращой и арканом, они брали числом и натиском, отсутствием страха и бешеным напором. У гуннов не было ни шатров, ни юрт, а только повозки-кибитки, в которых перевозились семьи и припасы. По сути дела, лошади были их единственной «техникой», транспортом и оружием.


Аттила-завоеватель

В 448-450 гг. Аттила, вождь гуннов, двинул свои войска на Византию. В результате нескольких кровопролитных сражений империя была вынуждена срочно заключить с гуннами невыгодный для себя мир. Диким кочевникам выплатили около двух тонн золота в качестве отступных. Для этого императору пришлось не только опустошить казну, но и ограбить свой народ.

В 451 г. вождь гуннов направил войско дальше в Европу. Богатые рыбой моря, леса, где полно зверей, плодородная земля и несметное количество награбленного добра не удовлетворяли привыкших к движению кочевников - им нужен был весь мир, и они двинулись его завоевывать. Сначала гунны захватили земли, граничащие с Восточной частью уже разделившейся Римской империи (Византией), а затем двинулись на Рим. Встав на границах, варвары потребовали выкуп за ненападение, и по одной из версий, римский император Валентиниан III заплатил Аттиле 6 тыс. фунтов золота. Другая, наиболее реальная, версия отступления гуннов - внезапно начавшаяся чума. В 453 г. гунны перешли через Рейн и двинулись на Галлию. Однако здесь они потерпели поражение в битве на Каталаунских полях. Аттиле хватило всего лишь одного года, чтобы пополнить войско и снова пойти на Рим. Искушение взять город было велико, а панический страх отлично вооруженных, искусно воюющих римлян перед ордами гуннов только подстегивал его стремление захватить Вечный город и сравнять его с землей.


Смерть вождя гуннов

Однако планы Аттилы так и остались планами. В 453 г. после очередной свадьбы вождь гуннов неожиданно умер. По свидетельству готского историка VI в. Иордана, пересказывающего Приска, единственного европейского посла в стане гуннов, который стал свидетелем смерти, произошло следующее. Сразу после пиршества, выпив немало вина, Аттила уснул и захлебнулся кровью в результате начавшегося во сне носового кровотечения.

Гунны положили тело Аттилы в три гроба - из золота, серебра и железа - в знак того, что он железом добывал золото и серебро. Всадники в боевых доспехах трижды объехали вокруг насыпанного кургана, сопровождая свои действия песнями, прославляющими Аттилу. Затем на вершине кургана была устроена «страва» (в переводе со славянского «еда», «пир»). Свидетелей похорон из рядовых членов племени убили, дабы сохранить тайну захоронения. Тем не менее где все-таки была устроена могила завоевателя - в самом кургане или в тайном месте, непонятно. В тексте Приска об этом говорится крайне невразумительно. Согласно еще одной версии, которая, однако, не соответствует исторической правде, гунны захоронили Аттилу и часть его сокровищ в русле реки. Для этого они якобы построили дамбу, отвели воду, а затем разбили преграду, снова пустив течение по старому руслу и скрыв таким образом захоронение.


Могила великого воина

Считается, что могила Аттилы находится недалеко от современного Будапешта. Но ее неоднократные поиски так и не увенчались успехом. Как будто и не было никакого вождя гуннов, собравшего огромные богатства в походах и получившего от Византии, а возможно, и Рима тонны золота в качестве выкупа. Если учесть, что Аттила был похоронен в кургане, а не на дне реки, то за прошедшие века этот курган наверняка сравняли с землей дождь и ветер или разграбили искатели золота. Вполне вероятно, что кости великого завоевателя давно уже лежат в земле, а его легендарные гробы распилены и переплавлены каким-нибудь удачливым кладокопателем. К тому же сыновья Аттилы, да и вообще гунны, были варварами, то есть людьми без четких моральных установок и законов. Трудно представить, что кроме украшений и гробов из золота и серебра в могилу вождя были положены еще и тонны сокровищ. Как только Аттила умер, среди его многочисленных сыновей началась борьба за власть и наследство, которая привела к мгновенному распаду империи. Некоторые сыновья погибли - их преследовали и наказывали за деяния отца.

Тем же римлянам было вполне под силу найти среди военачальников Аттилы свидетеля похорон и выкопать тайком если не золото, то хотя бы драгоценный гроб. Так что же выходит, кладокопатели ищут вчерашний день?..