Образец эссе. Написание и оформление эссе

Еще раз о мини–сочинений. Задание 29 по обществознанию.

Эссе как жанр сочинения стало распространяться относительно недавно, но оно уже прочно вошло в качестве формы сдачи выпускного экзамена: эссе пишут на ЕГЭ по русскому языку, по обществознанию, в форме эссе пишется исторический портрет на истории. Что же такое эссе , каковы особенности данного жанра, по каким правилам оно пишется? Давайте попробуем разобраться в этом.

«Эссе» - слово иностранное. Оно пришло к нам в русский язык из французского и в переводе обозначает « попытка, проба, очерк». Как видите, значение слова достаточно широкое - это и просто проба пера, и в то же время уже очерк. Так что в самом слове содержится так много сложного, непредсказуемого, так по-разному можно трактовать особенности эссе, что ученики порой просто не знают, что же требуют от них учителя, как написать это самое эссе.

И всё-таки всё не так уж и страшно. В самом значении слова уже содержится некоторая помощь нашим выпускникам. И как бы ни расписывали всё по полочкам, как должно писаться эссе по тому или иному предмету, не нужно забывать, что всё же в основе эссе - свобода творчества . Да, именно свобода. Конечно, выпускник должен написать эссе таким образом, чтобы проверяющий учитель увидел все основания для выставления баллов по тому или иному критерию. Однако по форме эссе может быть самым различным. И здесь уж полёта творчества у детей никто не сократит! Творите, выражайте свои мысли, покажите, какие вы интересные люди, каков у вас огромный багаж знаний!

Эссе по конкретному предмету имеет свои особенности. На страницах, посвящённых эссе по русскому языку и обществознанию, я отмечаю, каковы они. Сейчас же хочу остановиться на общих особенностях эссе.

Особенности эссе как жанра сочинения

    Главное в эссе - это передач мыслей, чувств автора, его отношения к тому, о чём он пишет.

    Свободная композиция и форма изложения . Однако нужно помнить, что свобода композиции обязательно сочетается с внутренней логикой, подчинению общей идее.

    Особенности стиля : образность (то есть широкое использование художественных средств выразительности), афористичность (использование цитат, известных выражений, пословиц, поговорок, фразеологизмов)

    В подтверждение мыслей автор эссе приводит яркие примеры, использует различные ассоциации, подбирает аналогии.

    Для эссе желательны интересные выводы, нестандартные подходы к решению проблемы, непредсказуемость.

    В эссе преобладает авторская оценка предмета рассуждения, эмоции, чем оно отличается от сочинения, в котором на первом плане - сочетание анализа произведения и рассуждений автора по этому поводу.

    Индивидуальность должна проявляться в эссе во всём: в подходе к проблеме, авторской позиции, стиле изложения, форме. В этом основная суть эссе - показать своё видение проблемы, свой взгяд на мир вообще, проявить своё творчество.

Эссе , таким образом , это небольшое прозаическое произведение публицистического жанра, характеризующееся ярко выраженной позицией автора по рассматриваемой проблеме, в эссе автор не претендует на исчерпывающее раскрытие данной проблемы.

29.3. Экономика.

«Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни.»

(Генри Форд)

Примерный ответ.

Основная мысль афоризма. В данном высказывании Генри Форда, содержится мысль о главном назначении денег в жизни человека и общества в целом. Автор подчёркивает, что деньги необходимы для того, чтобы улучшать жизнь, ради этого их и нужно «делать». Нельзя не согласиться с Г. Фордом. Цель накопления денег, капитала вообще – это именно улучшение жизни, создание достойных для неё условий. Не должно быть обогащение ради обогащения, это приведёт к деградации личности, никогда не сделает человека счастливым. Попытаюсь доказать высказанное.

Итак, деньги – это товар особого свойства, являющийся всеобщим эквивалентом при купле-продаже. Это мы все знаем хорошо. Но обратим внимание на ключевое слово- «товар». Да, это лишь товар, и относиться к нему нужно именно как к таковому.

Деньги выполняют важные функции в экономической жизни общества: это и мера стоимости, и средство обращения, платежа накопления, это и функция мировых денег. На сегодняшний день существуют различные виды денег: наличные и безналичные, полноценные и полноценные. Деньги могут быть электронными, храниться не только, как раньше, в кошельках и сбербанках, но и на смарт-картах. В общем, человечество, развивая все сферы общества, совершенствует и сами деньги. Но основная их роль остаётся неизменной- способствовать развитию общества и человека, создавать комфортную жизнь. Главное- не перейти черту, за которой человек становится рабом денег.

Аргументы.

1. Деньги, если они становятся целью жизни человека, губят его как личность. Яркий пример тому- помещик Плюшкин из повести Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Обогащение стало его самоцелью. Он потерял семью, близких, отвернулся ото всех. И каков итог: «не то мужик, не то баба»- таким увидел его Чичиков. В его поместье запустение. Крестьяне находятся на грани выживания, да и сам он потерял понятие ценности вещей- для него обрывок бумаги, чёрствый кусок хлеба, полные амбары гниющего зерна-всё важно и дорого. А ведь Плюшкин- один из самых богатых из помещиков, к которым ездил герой, а живёт он как нищий. Это яркий пример того, как деньги берут власть над душой человека, превращая его в своего раба. Нужно ли ради такой жизни копить, «делать» их?

2. Быть материально обеспеченный человеком стремится сегодня каждый. Главное, нужно чётко осознавать, а для чего нужен капитал: для развития личности, для создания достойных условий для жизни и отдыха человека и его семьи, для пользы государству, – для этого должен каждый из нас трудиться. Сколько сегодня миллионеров ведут благотворительность, выделяя достаточную часть своего капитала на помощь нуждающимся!

В пример можно привести благотворительную деятельность миллиардера А.Б. Усманова, основателя холдинга «Металлоинвест». А.Б Усманов занимает пятое место в списке богатых и влиятельных бизнесменов России по итогам 2017 года.

Так, на развитие проекта «Тысяча городов России» им лично и его компаниями было пожертвовано около 120 миллионов долларов. Благотворительный фонд Усманова «Искусство, наука и спорт» создан специально, чтобы поддерживать талантливых молодых людей, давая им возможность покорять вершины в науке, спорте, искусстве. Только на покупку коллекции Мстислава Ростроповича, чтобы она осталась в России, было потрачено более 30 миллионов долларов. Да, можно делать большие деньги, быть состоятельным и влиятельным человеком, и в то же время быть уважаемым в стране за свои добрые дела.

Вывод.

Таким образом, прав был Г.Форд, поднимая одну из важнейших проблем времени, - роли денег в жизни отдельных людей и общества в целом. Необходимо, чтобы деньги служили людям, были той материальной, экономической основой, которая позволяла бы создавать достойные условия жизни, удовлетворять потребности, развиваться, двигаться вперёд. Кстати, сам Генри Форд девизом своей компании сделал слова: «Автомобиль для всех», его заводы выпускали наиболее дешёвые и доступные автомобили в начале 20-го века.

29.1.Философия.

«Ценность религии определяется качеством морали, в ней заложенной».

Основная мысль цитаты.

В высказывании Мишеля Уэльбека содержится мысль о нравственной основе религии. Автор отмечает, что религия должна строиться на высоких моральных принципах, служить формированию нравственности человека, только тогда она будет ценна для общества. Я согласен с высказыванием автора. Действительно, религия должна формировать лучшие качества личности, объединять народ, служить добру и справедливости, а не создавать вражду между народами. Докажу высказанное.

Термины.Теоретическое обоснование.

Религия - это вера в сверхъестественное, в Бога или богов. Религиозные взгляды людей за период исторического развития претерпели изменения- от язычества к монотеизму, то есть вере к Единого Бога. Одни религии являются национальными, так как их верующие - это либо население одного государства (конфуцианство- Китай), либо представители одной национальности (иудаизм- евреи). Другие религии, мировые (их три- буддизм, христианство, ислам), не связаны ни с конкретным государством, ни с национальностью. Они распространены по всему миру и имеют большое количество верующих. Все религии объединяют их функции, основные из которых- воспитательная, мировоззренческая, социализирующая и регулирующая. Религии помогают в формировании высоких нравственных качества личности: доброты, сострадания, милосердия, порядочности и многих других. Однако некоторые люди, группы пытаются использовать религию в качестве средства для национальной вражды, шовинизма, доходя до религиозного фанатизма и терроризма. С подобными проявлениями общество и государство ведут борьбу.

Аргумент № 1.

Вера в Бога способна очистить душу человека, помочь ему понять себя, осознать свои ошибки и начать жизнь по-новому. Так произошло и с героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родионом Раскольниковым. Совершив страшное преступление, убив старуху -процентщицу и её сестру, именно через веру в Бога, через любовь в нему Сони Мармеладовой, которая помогла ему в этом, он осознал, насколько чудовищно его преступление и сама теория, по которой сильная личность может убивать других ради высоких целей. Вера помогла герою стать чище, раскаяться в содеянном, вновь поверить в себя.

Аргумент №2.

Во многих источниках, в том числе и в учебнике «История России» для 10 класса под редакцией А.Н. Сахарова, содержится информация о том, как было принято христианство на Руси в 988 при князе Владимире, какие изменения произошли в жизни страны и в сознании людей. Одним из многих положительных последствий данного события стало изменение нравственных законов. Стал меняться уклад жизни. Появилось понятие семьи как пожизненного союза мужа и семьи, было осуждено многожёнство. Возросла роль семьи, она стала основой общества. Появилось понятие греха, христианские заповеди учили человека жить по ним- не красть, не убивать, не прелюбодействовать, не лжесвидетельствовать, почитать мать и отца. Всё это стало основой воспитания человека. Кроме того, люди стали ощущать себя принадлежащими к одной религии, стране, стала формироваться древнерусская народность. Христианство играло и играет важную роль в формировании личности на высоких нравственных принципах.

Таким образом, прав Мишель Уэльбек, затронув важнейшую проблему времени- роли религии в жизни общества, её влияния на духовное становление личности, формирование основ нравственности. Только религия, способная позитивно влиять на духовную жизнь общества, является ценной для него.

29.1 .Философия.

«Чтобы захватить страну, достаточно подчинить себе связь.»

Основная мысль цитаты.

В высказывании Роберта Хайнлайна содержится мысль о роли средств связи в обществе. Автор имел в виду, что тот, в чьих руках связь, способен «захватить страну» как в политическом смысле, так и в переносном - овладеть сознанием, душами народа. С мнением Р. Хайнлайна трудно не согласиться. Действительно, любые средства связи (а на сегодняшний день они самые разнообразные - телефонная, электронная связь, возможности Интернета, СМИ) способны влиять на мнение общества по тем или иным вопросам, потому автор и пишет о необходимости подчинить связь, чтобы влиять на общество. Не случайно, например, СМИ называют «четвёртой властью». Докажу высказанное.

Термины. Теоретическое обоснование точки зрения.

Средства массовой информации выполняют в современном обществе множество функций. Среди них информационная, транслирующая, мобилизационная, образовательная, воспитательная, социализирующая. Несомненно, что одной из ведущих является идеологическая, ведь СМИ способны пропагандировать те или иные идеи, взгляды, формировать точки зрения на те или иные вопросы. В этом смысле их влияние может быть как позитивным, направленным на созидание, консолидацию, так и негативным, вызывая недовольство в обществе, столкновение интересов, которые могут перерасти в серьёзные беспорядки. Это должны учитывать все, кто связан с деятельностью СМИ, чувствуя свою ответственность перед обществом.

Аргументы.

1.В учебнике истории для 11 класса под редакцией А.Н. Сахарова, в параграфах, посвящённых Октябрьской революции, авторы отмечая основные задачи партии большевиков в данный период,подчёркивают, что одной из ведущих была задача захвата телеграфа, что позволяло держать ситуацию под контролем, пресекало возможность утечки информации, связи врагов революции друг с другом для оказания совместного сопротивления. Этот факт свидетельствует о понимании В.И. Лениным и другими большевиками важности обладания средствам связи.

2.В современном мире роль СМИ неоценима, особенно с появлением Интерната, когда возможности новых информационных технологий значительно расширились. В книге И.Н. Панарина «СМИ, пропаганда и информационные войны» отмечено, что возможности Интернета широко используются во всех сферах общества. Так, в образовании в РФ на сегодняшний день практически во всех школах есть доступ к данной сети, что даёт возможности модернизировать методы преподавания. Конечно, как отмечает автор, есть и негативные последствия Интерната, как и любого технического изобретения. Здесь появляется проблема воспитания, обучения верному использованию возможностей Всемирной информационной сети.

Вывод.

Таким образом, автор высказывания верно подметил важную роль средств связи обществе. Для «захвата» страны нужно иметь в руках такое важное средство, как СМИ. Это должно заставлять общество повышать требования к ним, не допускать их негативного влияния.

29.3. Экономика.

«Предприниматель всегда ищет изменения, реагирует на них и использует их как возможность.»

Питер Друкер

Основная мысль цитаты.

В высказывании теоретика менеджмента 20 века Питера Друкера содержится мысль о сущности успешной предпринимательской деятельности. Автор подчеркнул одно из обязательных условий эффективности предпринимательства-стремление к изучению рыночной ситуации, быстрая реакция на них, умение подстраиваться под потребности рынка. С мнением П. Друкера трудно не согласиться. Действительно, только знание рыночной ситуации, умелое изучение спроса потребителей и стремление его удовлетворить может привести к прибыли- конечной цели предпринимательской деятельности.

Термины. Теоретическое обоснование позиции.

Предпринимательская деятельность - это деятельность, целью которой является получение прибыли. Путей для достижения цели много. Один из них - это учёт законов рынка- спроса и предложения . Спрос, то есть количество товаров и услуг, которое потребитель хочет и может приобрести по данной цене в данное время, может повышаться и снижаться. Предприниматель должен уметь видеть колебания спроса, понимать, что он зависит от многих факторов: доходов потребителей, их вкусов, сезонной необходимости, размеров рынка и др. Немаловажное значение имеет и знание своих конкурентов, каков их товар. Стимулирующая функция рынка в том и состоит, чтобы вызвать желание предпринимателей совершенствовать свою продукцию, используя новейшие достижения науки и техники. Таким образом, бизнес требует не только вложения капитала, но и знаний рынка и процессов экономики в целом. Аргумент 1.

Очень хорошо разбирался в потребностях своих одноклассников герой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» П. Чичиков. Его предпринимательские способности проявились уже в училище, когда герой продавал своим товарищам угощения, которые ему же ими были ранее предложены. Он хорошо понимал, что настанет время, когда одноклассники будут голодны. Вот тогда-то он и продаст им еду. А как ловко он выкрасил снегиря, тоже продав его, понимая, что необычное всегда заинтересует окружающих. Это ли не признаки предпринимательской жилки- знать, что изготовить, продать, кому нужно и в удобное время, чтобы получить выгоду. Не случайно из него в будущем вырос настоящий делец, не останавливающийся ни перед чем ради достижения благополучия, даже перед продажей мёртвых душ.

Аргумент 2.

Многие экономисты пишут о составляющих успеха в предпринимательстве. Одной из них называют знание рынка. Так в книге «Организация предпринимательской деятельности» автор профессор А.С. Пелих пишет о том, что очень важна ориентация на рынок, необходимость его изучения. Предприниматель, особенно в первоначальный период своей деятельности, должен быть еще и специалистом по маркетингу. Впоследствии он будет обращаться к профессионалам для получения маркетинговой информации и выводов, но владеть знаниями из области маркетинга он должен в любом случае. Именно с изучения потребностей рынка начинали свою деятельность представители компании «Эльдорадо» и её лидер Игорь Яковлев. Первый магазин электронной и бытовой техники был открыт в 1994 году в Самаре, сегодня же сеть магазинов «Эльдорадо» занимает около 30 % рынка данного вида товаров. Каждая третья стиральная машина или телевизор покупаются именно в данных магазинах. Покупатель становится все более требовательным к ассортименту, качеству товаров, уровню сервиса. Всё это изучается и учитывается в работе компании.

Вывод. Таким образом, Пиетр Друкер поднял одну из актуальных проблем предпринимательской деятельности- изучение потребностей рынка. Необходимо постоянно быть в курсе меняющейся ситуации на рынке, стремиться идти в ногу со временем, быть в курсе новейших технических разработок в той области, которой занимается отдельный предприниматель или фирма, компания. Результатом станет получение прибыли, удовлетворение от своей деятельности. Нужно использовать любые изменения в качестве возможностей движения вперёд.

  • Философия,
  • Экономика,
  • Политология,
  • Правоведение.

  • исторические факты;
  • личный опыт и наблюдения;

3. Теоретическая часть

4. Фактическая часть

5. Заключение

Помните, что

вспомните терминологию

пишите сразу начисто

Если вы «плаваете» в теме

Эссе похоже на сочинение, обычно имеет свободную композицию и небольшой размер. Хотя задание и должно казаться легким, однако почему-то пугает учащихся и застает их врасплох.

Вам понадобится

  • - учебная литература;
  • - компьютер.

Инструкция

Продумайте примерный план работы. Как правило, эссе состоит из короткого вступления, где раскрывается сущность темы; основной части, в которой излагаются мнения ученых на предмет повествования; отношение автора работы к этим мнениям, а также заключения, в котором даются краткие выводы о проделанном исследовании. На последней странице эссе указываются использованные для источники.

Отберите необходимый материал. Различные точки зрения ученых на выбранную тему выпишите на бумагу и отметьте порядок использования высказываний в работе.

Видео по теме

Обратите внимание

Проверьте, чтобы вся используемая литература была актуальна в настоящее время. Учебные пособия должны быть не старше 8-10 лет, периодические издания - не старше 3-5 лет.

Чтобы не прослыть плагиатором, все цитаты оформите ссылками с указанием автора, названия издания и выходных данных.

Полезный совет

При написании эссе не следует использовать много литературы, чтобы работа не получилась слишком большой и перегруженной ненужной информацией.

При работе с литературой необязательно переписывать заметки на бумагу, можете сразу делать их на компьютере. Так удобнее редактировать текст.

Во время написания эссе будьте внимательны, старайтесь не допускать ошибки. После окончания работы прочтите ее и исправьте недочеты.

Эссе по высказыванию это короткое сочинение, в котором можно продемонстрировать свои знания не только в конкретно взятой дисциплине, но и сведения из смежных научных предметов.

Инструкция

Выберите одно высказывание из тех, что предложены в качестве тем экзаменационной работы, по которому вы будете эссе. Важно, чтобы оно было вам понятно и близко. Помните о том, что для обоснования своей позиции касательно этих слов, вам нужно будет привести четкие , а не просто апеллировать к тому, что «это аморально» или «в современной жизни это не имеет смысла». Подумайте, знаниями в каких областях вы обладаете, чтобы эту информацию к обоснованию.

Раскройте смысл высказывания. Для этого просто опишите, что именно хотел сказать автор этими строчками, как вам это представляется. Для каждого человека одни и те же означают разные вещи, поэтому ваша версия не может быть правильной или не правильной, любая адекватная мысль имеет на существование. именно в том контексте, который задан научным предметом, по которому эссе. Например, не стоит раскрывать налога на добавленную стоимость в смысле, если в высказывании он упоминается исключительно в экономическом аспекте.

Приведите аргументы в пользу своего суждения. Для этого используйте знания, полученные в процессе других наук, но не «зацикливайтесь» на этой информации. Дополнительное обоснование хорошо, если оно лишь подчеркивает вашу правоту. Например, при написании эссе по высказываниям политических деятелей обязательно вспомните, какие исторические события могли повлиять на его убеждения.

Сформулируйте свою собственную точку зрения по поводу высказывания. Если вы частично или полностью не согласны, предложите собственную редакцию фразы. Обязательно аргументируйте, с чем именно вы не согласны, и почему ваша позиция более уместна. Опирайтесь на собственный опыт, на факты общественной жизни.

Связанная статья

Источники:

  • как составить афоризм

Написание эссе – последнее задание в ЕГЭ по обществознанию. И при подготовке к экзамену именно оно вызывает больше всего вопросов. Какие требования предъявляются к работе, как она оценивается, и как получить максимальный балл за сочинение по обществознанию?

Что представляет собой задание

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию – альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.

Темы для эссе представляют собой короткие цитаты – афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические направления высказываний следующие:

  • Философия,
  • Экономика,
  • Социология, социальная психология,
  • Политология,
  • Правоведение.

Из пяти высказываний надо выбрать всего одно (самое близкое или самое понятное) и написать мини-сочинение, раскрывающее смысл выбранного афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.

«Вес» эссе по обществознанию в итоговых баллах достаточно невелик: около 8% от общей суммы баллов. Идеально написанная работа может принести всего 5 первичных баллов из 62 возможных, около 8%. Поэтому не стоит подходить к работе столь же фундаментально, как при написании эссе по русскому языку или сочинений по литературе.

Сами составители ЕГЭ предлагают отвести на написание эссе по обществознанию 36-45 минут (именно такой временной промежуток указан в спецификации). Для сравнения: на эссе по русскому языку «заложено» 110 минут, на полноформатное сочинение по литературе – 115.

Все это говорит о том, что подход к обществоведческому должен быть другим: здесь не требуется создавать «шедевр», здесь нет обязательных требований к стилю изложения (и даже грамотности), и даже объем работы не регламентируется. Здесь не обязательно писать 150-350 слов текста: ведь задание позиционируется как «мини-сочинение» и, если вам удастся раскрыть мысль коротко и емко - это будет только приветствоваться.

Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие вашу точку зрения – и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке.

Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ

Эссе оценивается всего по трем по трем критериям. Чтобы заработать максимальные пять баллов, необходимо выполнить следующий «обязательный минимум»:

Раскрыть смысл исходного высказывания , или хотя бы продемонстировать, что вы верно поняли, что подразумевал его автор (1 балл). Это ключевой момент: если вы не поняли цитату и получили по первому критерию 0 баллов, работа не будет оцениваться дальше.

Продемонстрировать знание теории (2 балла). Здесь для получения высокой оценки необходимо проанализировать смысл высказывания, используя знания, полученные во время изучения школьного курса обществознания, вспомнить основные моменты теории, правильно использовать терминологию. Неполное соответствие требованиям, отход от исходной темы или смысловые ошибки приведут к потере одного балла.

Умение находить подходящие к случаю примеры (2 балла). Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами – фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. В качестве источников могут выступать

  • примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
  • примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
  • исторические факты;
  • факты, подчерпнутые во время изучения других школьных предметов;
  • личный опыт и наблюдения;
  • сообщения средств массовой информации.

Если в качестве примеров используется только личный опыт или приведены однотипные примеры (например, оба из художественной литературы), оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же информация отсутствует вообще.

План написания сочинения по обществознанию

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

1. Необязательная часть – введение. Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.

2. Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»

3. Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» – вы будете писать о том, что такое институты социализации и роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.

4. Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».

5. Заключение (1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания . Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.

Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.

Подберите максимально подходящие примеры по теме. Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения. Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.

Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.

Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете. Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.

Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.

Пример эссе на тему:
Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того,
чтобы добиться нужных им всем законов. (Ильин).


Политическая партия - общественная организация, борющаяся за власть или за участие в осуществлении власти, целью которой, в конечном итоге, является занятие мест в парламенте и принятие законов,
определяющих политику страны.
Кроме борьбы за власть любая политическая партия выполняет и ряд других функций: выражение интересов определённых слоёв населения, подготовка и выдвижение политических кадров, участие в избирательных кампаниях, воспитание преданных членов, формирование политической культуры граждан.
Характерной чертой демократического государства является многопартийность. Партий может быть две, как в Англии или Америке, или множество, как в России. Это определяется традициями страны. Партии могут различаться по организационному принципу, по идеологии, по отношению к власти, по типу членства, по способу деятельности и по шкале политического спектра. Партия представляет собой союз единомышленников, который является носителем определённой идеологии и который нацелен на завоевание власти. Для того, чтобы выразить интересы как можно большего числа избирателей, партии образуют фракции. Опорой партии является электорат - избиратели, регулярно отдающие свои голоса за данную партию на выборах.
В результате выборов партия получает определённое число мест в парламенте страны. Чем больше мест в парламенте, тем больше возможности у партии оправдать доверие её избирателей, и повлиять на принятие законов в стране. Большую роль для избирателей играет личность лидера партии, ведь многие избиратели при голосовании ориентируются не только на программу партии, но и связывают свои ожидания с харизматичностью определённого лидера. Представители политических партий составляют политическую элиту страны - группу людей, обладающих влиянием, престижем, непосредственно участвующих в принятии решений, связанных с политической властью.
С крушением тоталитарного режима в СССР и отменой 6 статьи Конституции в РФ стала складываться многопартийность. В Конституции РФ 1993 года провозглашено идеологическое многообразие.
Современными политическими партиями России являются Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Патриоты России, Справедливая Россия, Правое дело, РОДП « Яблоко». Правящей партией является Единая Россия, которая на протяжении ряда лет принимает в парламенте законы, на мой взгляд, способствующие стабилизации государства и консолидации демократических общественных сил.
В нашем государстве запрещены экстремистские политические партии.
Я не являюсь пока членом какой-либо политической партии, но мне нравится программа партии «Единая Россия», поэтому я собираюсь поддерживать эту организацию на выборах.
Политическая партия, придя к власти, принимает нужные ей законы, но помогают прийти к власти партии рядовые избиратели, поэтому каждый должен занимать активную жизненную позицию.


Пример эссе на тему:
Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое. Л. Левинсон.


Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует.
От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л.Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание истории означает топтание на месте без продвижения вперед, постоянное повторение.
Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу. Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода.
Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты.
В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед.
Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.
В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами человеческому общению.
В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому – ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия.
Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом,
а движение вперёд и только вперёд.


Пример эссе на тему:
Религия одна, но в сотне обличий. Б. Шоу.


Среди предложенных высказываний, я обратила внимание на слова Б.Шоу о том, что «Религия одна, но в сотне обличий». В осмыслении этого вопроса я солидарна с автором.
Дать точного определения религии невозможно. В науке таких формулировок существует множество.
Они зависят от мировоззрения (представления мира) учёных, которые их формируют.
Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «вера в Бога».
Слово «религия» буквально обозначает связывание, повторное обращение (к чему либо). Религию можно рассматривать с разных сторон: со стороны психологии человека, исторической, социальной, но определение этого понятия в решающей степени зависит от признания существования или несуществования высших сил,
то есть Бога и Богов.
Человек – существо духовное, поэтому очень важное место в его жизни занимает ера. Уже с древнейших времён человек обожествлял силы природы, растения и животных, окружающих его, веря, что через них высшие силы воздействуют на его жизнь. Магическое отношение к слову и движению заставляло человека стремиться к развитию своего эстетического (чувственного) восприятия.
Со временем человеческое общество развивалось, на смену язычеству (иноверчество) происходили более развитые формы верований. В мире бытует множество религий. Возникает вопрос: почему их много? И в кого верить?
Ответ на этот вопрос очевиден: люди различны, они живут в непохожих условиях и разных частях планеты, по-разному воспринимают окружающее. Так различны и их представления о Боге или Богах, о том, каким должен быть культ (религиозное почитание каких-либо предметов) многие положения разных верований, нормы нравственности и правила богослужения у разных народов в чём-то схожи. Я думаю это вызвано заимствованием культур народов друг у друга.
Если рассмотреть исторический путь человечества, то можно классифицировать религии на: родоплеменные древние верования, национально – государственные (они составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций) и мировые (вышедшие за пределы наций и государств, но имеющие огромное число последователей в мире).
Такими являются три религии: буддизм, ислам и христианство. Так же, верования можно разделить на монотеистические (вера в единого Бога) и политеистические (поклонение множеству богов).
Делая вывод из вышеизложенного – вера всегда была нужна человеку как то духовное начало, которое позволяло ему подняться над обыденностью. Выбор веры должен быть свободным и сознательным для каждого человека, поскольку, как бы ни отличались между собой религии, все они – просто разные формы одного – возвышения человеческой души.

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.

Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя..

Видео – как написать эссе по обществознанию

Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.

В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

  1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
  2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
  3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
  4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
  5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
  6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
  7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
  8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
  9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя» , а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
  10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
  11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…» ), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
  12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
  13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
  14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

Примеры эссе на тему:

Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На небольшой балл

В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

План эссе

Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы (в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ (СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе (философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация :
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Многие предполагают, что эссе – это обычное сочинение. Однако это не так.

Эссе – это прозаический литературный жанр. В переводе с французского означает «очерк» или «набросок». Эссе отражает индивидуальные переживания автора, его взгляд на тот или иной вопрос. Оно не дает исчерпывающий ответ на определенный вопрос, а отражает собственное мнение или впечатление.

При написании эссе прекрасно развивается логика, способность аргументировать свое мнение, грамотно преподносить информацию. Стиль изложения больше ориентирован на разговорный.

Характерные черты эссе

Чтобы правильно написать эссе следует учитывать специфические черты, которые отличают его от других жанров.

Основные признаки эссе:

  1. Наличие определенной узкой темы, которая содержит проблему и побуждает читателя к размышлению.
  2. Субъективная авторская позиция. Эссе отличает именно наличие авторского взгляда на существующую проблему, его отношение к миру, речь и мышление.
  3. Разговорный стиль написания. Следует избегать сложных формулировок, слишком длинных предложений. Важно придерживаться непринужденного стиля для установления контакта с читателем. При этом важно не перестараться, превратив эссе в некачественный текст, полный сленга. Правильный эмоциональный окрас тексту придадут короткие, простые и понятные предложения, использование разной интонации в предложениях.
  4. Подробный анализ проблемы. Собственную точку зрения необходимо аргументировать, опираясь на фактический материал.
  5. Относительная краткость изложения. Ограничений по количеству страниц не существует, однако эссе отличается небольшим объемом.
  6. Свободное построение. Эссе носит характер изложения, который не вписывается в какие-то определенные рамки. Построение подчиняется своей логике, которой придерживается автор, стремясь рассмотреть проблему с разных сторон.
  7. Логика изложения. Несмотря на свободную композицию, эссе должно обладать внутренним единством, согласованностью утверждений автора, выражающих его мнение.

Таким образом, эссе отличается особым стилем повествования, его цель – побудить читателя к размышлениям. Автор не настаивает на своей точке зрения, а как бы приглашает читателя обдумать и обсудить ее.

Как же написать эссе?

Правильное написание эссе заключается в понимании особенностей жанра. Соблюдение основных принципов и рекомендаций по написанию позволит создать интересное эссе.

Как выбрать тему

Если отсутствует список тем, среди которых можно выбрать одну, а задано лишь общее направление, то нужно учитывать на какую аудиторию рассчитано эссе. Варианты могут быть разные: преподаватель в ВУЗе, комиссия, литературное сообщество, работодатель. Если эссе пишется для сдачи преподавателю, то необходимо обдумать какие качества будут оцениваться. Исходя из этого, тему следует выбирать так, чтобы была возможность проявить те способности, которые ждет проверяющий от автора: оригинальность, умение логически выстраивать предложения, грамотность, профессиональные качества и пр.

При выборе темы написания эссе из предложенного списка, следует выбирать ту, в которой есть определенные знания, соображения или просто сильный интерес.

Если эссе ориентировано на работодателя, то желательно, чтобы как тема, так и содержание эссе отражало характер автора, его искренность, неповторимость, человечность и индивидуальность.

Как начать эссе

Часто случается, что человек, обладающий достаточным красноречием и умением выражать свои мысли на бумаге, испытывает трудности с тем, чтобы начать сочинение, в том числе и эссе. Обдумывание начала может растянуться на достаточно длительное время, что сильно омрачает процесс творческой работы. Воспользуйтесь нашими советами о том, как начать эссе.

Совет 1. Прежде чем начать писать эссе необходимо сформулировать идею, определить цель и найти источники информации для работы.

Совет 2. Используйте технику фрирайтинга (свободное писание). Суть ее заключается в том, чтобы записывать все приходящие в голову мысли, не редактируя его и не следя за грамматикой, пунктуацией, стилем и пр. Отличный способ, помогающий справиться с творческим кризисом и найти неординарную идею.

Совет 3. Важно не зацикливаться на вступительной части. Вступление можно написать и после того, как будет написана основная часть. В этом случае уже ясно, о чем эссе, поэтому и введение написать проще.

Совет 4. Одним из достаточно распространенных вариантов является написать эссе, начав с вопроса, ответ на который дается в последствии.

Как составить план эссе

Не следует стремиться к тому, чтобы составить сразу идеальный план. В процессе работы он может редактироваться. Составлять план при написании эссе вообще не обязательно, как и придерживаться уже написанному плану. Отсутствие ограничений и жестких рамок является преимуществом этого жанра. Если автору проще придерживаться строгого плана, тогда стоит уделить время на его составление.

Все основные мысли следует отразить в виде пунктов плана. Затем как можно более подробно детализировать его, разбив каждый пункт на подпункты.

Из чего состоит структура эссе

Порядок написания эссе обычно сводится к трем шагам.

  1. Вступительная часть

Как и любая письменная работа, эссе содержит вступительную часть или введение.

Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца. Вступительная часть может содержать формулировку проблемы и ее суть, риторический вопрос, цитату и т.д. важно создать особый эмоциональный настрой и подвести читателя к рассматриваемой проблеме.

  1. Основная часть

В основной части можно привести разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, затронуть историю вопроса.

Обычно основная часть состоит из нескольких подпунктов, каждый из которых состоит из трех разделов: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).

Аргументами являются суждения, высказываемые с целью убеждения читателя в истинности определенной точки зрения. Это могут быть различные ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства и т.д.

Аргументация может быть построена в следующей последовательности:

  1. Утверждение.
  2. Пояснение.
  3. Пример.
  4. Итоговое суждение.
  5. Заключение

В заключении объединяются все выводы, сделанные по каждому тезису, представленному в основной части. Читатель должен прийти к логическому выводу на основании приведенных аргументов. В заключение заново приводится проблема и делается заключительный вывод.

Если цель вступительной части – заинтересовать читателя, то цель последних предложений – добавить целостность общей картине, оставить произведение в памяти читателя и натолкнуть на размышления.

Отличие эссе от сочинения

Правильное написание эссе отличается от написания обычного сочинения. Поэтому, если стоит задача написать именно эссе, то нужно учитывать характерные черты жанра, отличающие его от остальных.

В отличие от сочинения, в котором анализируется художественное произведение, эссе содержит авторскую точку зрения и его позицию относительно рассматриваемой проблемы.

Также одной из отличающих эссе от сочинения черт является его парадоксальность, то есть цель – удивить читателя, произвести на него впечатление, используя яркие образы, афоризмы, парадоксальные утверждения.

Советы по написанию:

  1. При написании эссе следует чередовать короткие фразы с длинными. В таком случае текст будет достаточно динамичным, чтобы легко читаться.
  2. Не стоит использовать сложные и непонятные слова, особенно, если значение слова малознакомо.
  3. Следует использовать как можно меньше общих фраз. Эссе должно быть уникальным, индивидуализированным, отражающим личность автора.
  4. Юмор нужно использовать крайне аккуратно. Сарказм и дерзость может раздражать читателя.
  5. Отражение личного опыта, воспоминаний и впечатлений – отличный способ подтверждения своей точки зрения и убеждения читателя.
  6. Необходимо придерживаться темы и основной идеи, не отклоняясь от нее и не описывая ненужные детали.
  7. Закончив эссе, следует перечитать его, убеждаясь в сохранении логики изложения на протяжении всего повествования.
  8. Использование в эссе фактов, результатов исследований – отличный вариант для придания убедительности.

Распространенные ошибки при написании эссе

Знание наиболее часто встречающихся ошибок, поможет не допускать их при написании собственного эссе.

Ошибка 1. Страх оказаться непонятым или не произвести нужного впечатления способствует тому, что автор убирает из эссе все лишнее, выдающееся. За счет этого эссе может потерять свою индивидуальность и неповторимость.

Ошибка 2. Недостаточная проработанность деталей. Часто встречающаяся ошибка – наличие утверждения, которое не подкреплено достаточным количеством аргументов в виде примеров и доказательств.

Ошибка 3. Непонимание сути проблемы, заявленной в эссе или неправильная трактовка темы.

Ошибка 4. Перечисление чужих мнений, без указания их авторства и отсутствие собственной точки зрения.

Скачать образец эссе

Как написать эссе – все правила от “А” до “Я” обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру