Как развить творческое мышление ребенка. Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста

Каждый из родителей всегда хочет, чтобы его ребёнок рос умным и творчески развитым человеком. Развитие творческого мышления подразумевает под собой способность ребёнка в раннем возрасте творчески мыслить.

Некоторые думают, что в дошкольном возрасте творческое мышление может быть хорошо развито лишь у одарённых детей, однако, это ошибочное мнение неуверенных родителей. Если с дошкольником заниматься и с раннего возраста развивать у него любовь к творчеству, например к музыке, то через некоторое время вы заметите, что и ваш ребёнок может творчески мыслить. Не зря во многих детских садах с ребёнком начинают заниматься музыкой, лепкой и художественной деятельностью с самого раннего возраста.

Развитие креативного мышления у дошкольников можно добиться с помощью специальных игр и упражнений. Например, можно дать ребёнку мячик или скакалку и попросить его самого придумать какое-нибудь упражнение для утренней зарядки. Можно прочитать дошкольнику вслух стихотворение и попросить его нарисовать это стихотворение на листе бумаги. Ребёнку можно дать задание самому придумать маленькую сказку и тоже нарисовать её на бумаге.

Одним из важнейших факторов развития креативного мышления у детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита и Л. Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития креативного мышления детей.

Первым шагом к успешному развитию креативного мышления является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития креативного мышления ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития креативного мышления вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития креативного мышления заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Таким образом, воспитание креативного мышления детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

В своей практике мы следуем этим главным принципам создания оптимальных условий для развития креативных способностей у дошкольников. Преимущественно такая работа ведется в нашей деятельности средствами МХК. О возможностях решения подобных задач средствами МХК и пойдёт речь в третьем параграфе.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дворец Творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

Творческое мышление у детей

Составитель:

педагог дополнительного образования,

Санкт-Петербург

1. Введение

2. Понятие творчества и творческого мышления.

3. Одаренные дети: особенности психического развития

4. Стадии развития творческого мышления детей

5. Условия развития творческого мышления

6. Упражнения для развития творческого мышления

7. Заключение

8. Список использованной литературы

1. Введение

Определяя направление своей работы, многие психологи и педагоги, работающие в образовании, стремятся выбрать максимально эффективные виды деятельности . Одним из таких видов, по мнению многих специалистов, является работа по развитию творческих способностей детей, которые могут проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в целом.

Воспитатель, учитель, как правило, ориентированы на среднего ребенка, и в круг их проблем не входит развитие творческих способностей. Учебная программа направлена скорее па развитие памяти, чем мышления, тем более творческого. Между тем развитие таланта может быть загублено, задержано на любом этапе развития. Творческое мышление не обязательно связано только с одним из видов мышления. Оно может быть и практическим и образным. Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.


У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Творческое мышление напрямую зависит от уровня развития того вида мышления, которое имеет пик развития на определенном этапе. Следовательно, с самого детства у ребенка необходимо развивать и творческое мышление, и критическое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте, ведь с понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта.

2. Понятие творчества и творческого мышления.

Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Творчество - психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Это деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей.

Будучи, по сути, культурно-историческим явлением, творчество имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.


Творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации.

Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью.

Черты творческой деятельности в обучении:

ü самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию;

Особенности эмоционального развития

1) В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость . Источником ее является также отмечаемая сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его "нормальные" сверстники относятся к ним равнодушно.


2) Творческое восприятие случайностей. Случайности потому и случайности, что их не спрогнозируешь. Но умению находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств можно и нужно учиться. Это одна из черт человека с высокими умственными способностями. Это серьезно повышает шансы на успех практически во всех сферах жизни.

3) Юмор. Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

4. Стадии развития творческого мышления детей

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действенное мышление

Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка-дошкольника называют наглядно-действенным. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметом, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограниченна. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Причинное мышление

Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, функциональных, пространственных и т. д. Наглядно-действенное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения. Сложнее осмыслить причинно-следственные связи. Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не является наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ, К 11-12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий. Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышлении. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подобные самоограничения служат возможности появления новых, оригинальных идей.


Эвристическое мышление

По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный характер, что свидетельствует об их приблизительной точности и достоверности. Типичными примерами ситуаций с вероятностными прогнозами могут служить прогнозы погоды, исхода шахматной партии, производственного или бытового конфликта и т. д. Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12-14 годам. Изучение мышления детей и подростков показывает, что, по сравнению с младшими школьниками, подростки по-другому обследуют проблемную ситуацию. В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых разных аспектов ситуации. Подростки же сразу концентрируют свое внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более углубленно проработать проблемные аспекты, хотя может вести к застреванию на неэффективной идее. Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила, называемые эвристиками. При творческом подходе к проблеме, решающий, помимо известных, общепринятых эвристик, может выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и проблемных ситуациях с «размытыми границами». В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании. Таким образом, от решающего требуется умение построить проблемную ситуацию: выделить проблему, критерии оптимального решения, отделить главное от второстепенного, ранжировать предметы и объекты по степени важности. Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении - это слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.

5. Условия развития творческого мышления детей

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1) Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

2) Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

3) Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил . Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). Например, у ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

4) Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

5) Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

6) Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени , поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе . Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

6. Упражнения для развития творческого мышления

В современной психологии задачи, которые представлены ниже, обычно называют дивергентными. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением. Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном обучении.

В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.

Вот некоторые типы задач, которые можно использовать в практике работы с детьми .

Задание может быть таким: возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому. Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Варианты ответов:

Свет - яркий, ласковый, живой;

солнце - ...

утро - ...

Темнота - закрытый, ночной;

ночь - ...

вечер - ...

пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов:

Колодец - паркет;

бревно - коробка;

облако - дверь;

кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.

2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.

3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант этого задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев (см. рисунок).

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

«... дождь будет идти, не переставая».

«... люди научатся летать, как птицы».

«... собаки начнут разговаривать человеческим голосом».

«... оживут все сказочные герои».

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.

Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.

Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей, и даже объемные сюжетные композиции.

Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора

7. Заключение

Творчество – это свобода самовыражения человека, это возможность комфортного существования в окружающем мире, это шанс стать счастливым и успешным, выйти за рамки предписанные разумом.

Развивая зарождающие способности в самом маленьком возрасте, родители питают надежду вырастить умного и способного человечка. Тихим и незаметным в мире живется не сладко, а вот ярким, креативным и талантливым везде открыта дверь. Каждый человек рожден гением, но отсутствие внимания взрослых к способностям крохи приводит к тому, что талант уходит, так и не раскрывшись.

Так уж повелось, что способными считают тех детей, которые подают надежды и показывают взрослым, на что они способны. Родители таких деток, радостные от осознания исключительности своего чада, торопятся отдать его в специализированную школу , а на выходе получают уже обработанный алмаз. Не повезло лишь тем малышам, которые не сумели в детстве обозначить свой дар, а родители не потрудились его поискать. В первую очередь взрослому человеку на чьем попечении находится малыш необходимо понять, что перед ним талантливый, а возможно и гениальный ребенок, только нужно найти ниточку и размотать клубок, сделав подрастающего человека свободным и способным реализоваться.

Будущее стандартного ребенка предначертано, это банальный цикл от рождения до смерти, не минуя привычного распорядка «школа-работа-пенсия». Развивая творческое начало у малыша, родитель дает ему шанс выбрать лучшее будущее, создать гармоничную модель сосуществования логики и интуиции в одном теле, тогда он не испугается нововведений, а возможно и сделает собственные открытия.

8. Список использованной литературы

1. Ильин творчества, креативности, одаренности. – СПб: Питер, 2009

2. Развитие мышления и памяти у детей с трех лет. – Москва: Эксмо, 2005.

3. Матюшкин такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. – Москва: ЧеРо, 2008.

4. Николаева детского творчества. 2-е изд. – СПб: Питер, 2010.

5. Реан детства. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

6. , Фролова с ребенком. Как?: Развитие восприятия, памяти, мышления, речи у детей 1-5 лет. – Москва: Эксмо, 2010.

Дети, которые учатся в первых классах, получают основные умения, знания, навыки. От того, насколько профессионально подходит к своей работе педагог, а также от родительского внимания, старания зависит успех малыша в общем процесс . Немаловажно значение имеет творческое мышление. Оно не появится просто так. Даже, если ребенок ваш творческий, его навыки нужно постоянно развивать. Что нужно делать? Какие методы использовать?

Понятие творческого мышления

Стоит отметить, что процесс мышления является одним из видов психической деятельности. А вот творческое мышление считается умением не только познавать, но и решать нестандартный задачи. В течение длительного времени считалось: творчество не требует развития. Современные психологи еще спорят над этим вопросом.

Американский исследователь Д. П. Гилфорд уже давно изучает познавательную деятельность. Именно он смог определить черты, характерные для творческого мышления:

  • Беглость – ребенок способен быстро создавать разные интересные идеи, вносит предложения.
  • Гибкость – дитя использует разные подходы в конкретной ситуации.
  • Оригинальность – умение применять старое в новой ситуации.
  • Структуризация и точность. Дитя логично выстраивает будущее решение.

И. Лернер уверен, что кроме творчества, ребенок должен уметь комбинировать разные методы для выполнения конкретной задачи. Стоит отметить, творческое мышление – это необязательно написание произведений, картин, музыки. – высшая форма познавательной деятельности.

Основные свойства

Творчество в зависимости от возраста имеет свои свойства:

  • Интенсивность. Если школьник любознательный, он будет достигать отличных результатов.
  • Пространственно-временные характеристики. Дитя может распространить свои мысли на любой период.
  • Интермодальность – умение привычный объект переосмыслить по-другому.

Творческий процесс имеет свои этапы:

  • Собирается вся необходимая операция.
  • Нужно внутренне подготовиться, при этом ученик не должен рационально решать задачу, у него включается подсознание.
  • Появляются интересные решения, идеи.

Особенности творческого мыслительного процесса

В зависимости от конкретного вида выбирается метод, инструменты у школьников. Важно учитывать, маленькие дети:

  • Имеют недостаточно опыта.
  • Не овладевают специальными навыками мыслительного процесса.

К особенностям творческого мышления относится:

  • Бесконтрольность над разумом.
  • Бессознательность.
  • Связь с разными мыслительными видами.
  • Внезапность.

Если сравнивать с другими видами мышления, творчество – умение переносить одни умения, знания на вовсе другие аспекты жизни. Конечно, младшие школьники не сразу могут определить новую проблему в старом предмете, выстроить определенный алгоритм. Здесь нужна мотивация для достижения, чтобы ученик захотел добиться положительного результата.

Из чего состоит творческое мышление?

Для решения нестандартной проблемы необходимы определенные элементы. С помощью специальных упражнений можно организовать мыслительный процесс ученика. К основным элементам относятся:

  • Логическое выстраивание символов, чисел, объектов.
  • Выделение основных черт, описывающих предмет для переноса на другие.
  • Рациональное и ясное решение.
  • Отличная в первых классах.
  • Воображение, умение фантазировать – это характерно не для всех деток.

Младшие школьники имеют отличный творческий потенциал. К сожалению, он раскрывается не всегда. Потенциал имеет такие особенности:

  • Способности к творчеству, отлично развитый уровень интеллекта.
  • Личностный свойства ученика – эмоциональность, мотивация, терпение, сила воли.

Учителя и родители для развития творческого мышления должны обязательно брать во внимание:

  • Индивидуальное развитие каждого ребенка.
  • Психологические черты.
  • Насколько развиты способности.
  • Эмоциональную сферу всего класса.

Важно! Чтобы у школьников получилось развить творческие навыки, учитель должен сам иметь их.

Учителя и родители обязаны:

  • Все сделать, чтобы ребенок лучше рассуждал, находил выход из ситуации.
  • Настраивать, что ошибки при решении задач могут быть.
  • Создавать определенный алгоритм.
  • Развивается память, логическое мышление, фантазию, внимание.
  • Создать условия, чтобы ребенок лучше учился, умел слышать окружающих.
  • Постепенно усложнять задания.
  • Помогать ученику сделать правильный выбор.

Все занятия должны иметь нестандартный ход. Можно подключить разные формы, с помощью которых быстрее будет усваиваться материал. Младшие школьники должны проявлять интерес к экскурсии, олимпиаде. Наглядность помогает быстрее усвоить знания:

  • Развивает память.
  • Улучшает мозговую деятельность.
  • Помогает ускорить мыслительный процесс.
  • Развивает координацию.

Отмечаем, творческое мышление дает возможность быстрее развить успеваемость. Это ключ мотивации для проблемного ребенка.

Методические приемы для детей

Психологи и педагоги советуют использовать:

  • Мозговой штурм, особенно, когда изучают новую тему.
  • Мозговая атака может быть парной, индивидуальной и групповой.
  • Выстраивание логических цепочек.

Какие проблемы могут возникнуть?

Как правило, не все проходит гладко. Чаще всего возникают такие распространенные проблемы:

  • Потеря контакта между учениками и учителем.
  • Обучение по шаблону, которое развивает только механическую память.
  • Низкая оценка за творческие задания.
  • Мало практики, больше теории.
  • Использование стандартных методов обучения. Например, индивидуальные задания – рефераты.
  • Большое количество заданий – нельзя слишком перегружать дитя.

Таким образом, творческое мышление не должно быть в виде прямых указаний. Здесь нужно найти свое направление, не забывая учитывать возраст, особенности развития ребенка. Если вы поставите четкую для себя цель, у вас обязательно все получится!

Долженко Оксана Васильевна,воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида № 75,г.Ставрополь[email protected]

Гринёва Мария Анатольевна,студентка СПО 3 курса специальности Преподавание в начальных классах,Ставропольский филиал МПГУ, г.Ставрополь[email protected]

Научный руководитель: Черепкова Наталья Викторовна,кандидат психологических наук, доцент

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация.В статье изучается развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Раскрывается понятие «дошкольный возраст» и «творческое мышление». Рассматривается вопрос влияния творческого мышления на дальнейшее развитие ребенка. Проведено экспериментальное исследование по проблеме, проанализированы и апробированы все полученные результаты.Ключевые слова:дошкольный возраст, дети старшего дошкольного возраста, творческое мышление, развитие мышления.

Дошкольное детство это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление.Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний. Проблемами психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике занимались многие ученые: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.И. Божович и др.Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым абстрактнологическим мышлением сложно будет усвоить новые знания.Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов.Но практическая работа показывает, что целенаправленномуформированию приемов мышления дошкольников в процессе образовательной деятельности уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются возможности игры, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития мышления.Наряду с актуальностью выбранной темы, можно выделить возникшее противоречие: недостаточное использование разнообразных методов и приемов в совместной деятельности педагога и детей препятствуютуспешному развитию мышления детей в дошкольных образовательных учреждениях.Проблема исследования: эффективно ли использование специальных обучающих программ для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.Цель исследования: изучение развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.Объект исследования–мышление детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования–развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.Гипотеза исследованиязаключается в предположении о том, что развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях будет более эффективным при условии реализации программы по развитию творческого мышления, составленной с учетом особенностей детей дошкольного возраста.Задачи исследования:1. Осуществить теоретический анализ проблемы развития творческого мышления детей в дошкольных образовательных организациях в современной науке.2. Определить особенности развития творческого мышления детей в дошкольных образовательных организациях.3. Осуществить подбор диагностических методик по определению уровня развития творческого мышления детей в дошкольных образовательных организациях и провести диагностику.4. Составить и апробировать программу развития творческого мышления детей в дошкольных образовательных организациях, определить её эффективность.Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы: теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования, тестирование, эксперимент в единстве его этапов (констатирующего, формирующего и контрольного), метод качественного и количественного анализа эмпирических данных.Теоретикометодологической основой исследованиястали положения, выдвинутые в работах российских ученых Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, Ф.А.Сохипа, К.Д.Ушинского, Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Шахнаровича, Д.Б.Эльконина; теоретические основы обучения с учетом возрастных закономерностей психического развития детей (Н.И.Гуткина, В.Д.Еремеева, В.А.Москвин, А.Р.Лурия, А.Л.Сиротюк, и др.), исследования творческого мышления в отечественной психологии(Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. А. Анцыферова, О. К. Тихомиров и др.).Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в четыре этапа. Подготовительный этап включал в себя определение целей и задач, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основной гипотезы, изучение и анализ научной литературы. Констатирующий этап был направлен на подбор методов и методик научного исследования, изучение состояния проблемы, определение основных понятий и категорий, создание концепции исследования, изучение особенностей развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях, выявление эффективных сторон развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Формирующий этап посвящен разработке и апробации программы развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях. Аналитический и заключительный этапы посвящены обработке и анализу полученных результатов, оформлению материалов исследования.Творческое мышление –один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Творческое осмысление действительности является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Отечественный психолог Р.С. Немов дает такое определение творческого мышления: «Творческое мышление –вид мышления связанный с созданием и открытием чеголибо нового» .Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.Психологигуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества –мотив личностного роста. По Маслоу –это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей .Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса, представляющую креативность как универсальную познавательную творческую способность. В словаре психологических терминов под ред. Дьяченко можно найти такое определение креативности: Креативность –способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основные факторы креативности –оригинальность, семантическая гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии Одним из важнейших факторов развития творческого мышления детей является создание условий, способствующих формированию их творческого мышления. Первым шагом к успешному развитию творческого мышления является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание, хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами . Также важным условием развития творческого мышления ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.Развитие творческого мышления вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше . Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя .

Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когдалибо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку изпод дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. Развитие творческого мышления заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким –либо делом, в выборе способов и т.д. тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу .В результате психологопедагогического анализа нами были определены критерии развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста:

беглость –способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени. Беглость лучше всего развивать в продуктивных графических видах деятельности, в тренировках быстро отвечать на вопросы.

оригинальность –внесение чеголибо нового в имеющийся материал, способность выдавать необычные реакции, неординарность мышления.

гибкость –способность ребенка приспосабливаться к неожиданной смене ситуации, а также способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию.1. Методика «Использование предметов».Данная методика была направлена на развитие творческого, дивергентного мышления, ассоциативной памяти. При обработке и оценке результатов мы определили, что значительная часть респондентов предлагали не оригинальное использование обозначенных предметов, наблюдалось проявление репродуктивного мышления. При описании отсутствовали детализированность, необычность образов (63%).Некоторые дети более успешно справились с заданием. Они предполагали больше способов использования предложенных предметов. Эти варианты отличались интересными идеями, детализированностью образов. Большая часть идей отличалась репродуктивным воспроизведением (28%).Всего 9 % тестируемых детей смогли справиться с заданием полностью. Предложенные им варианты использования известного предмета (газеты) отличались оригинальностью, необычностью образов мышления, количеством интересных идей.Низкий уровень развития творческого мышления:экспериментальная группа –60 %;контрольная группа –66 %.Средний уровень развития:экспериментальная группа –29 %;контрольная группа –27 %.Высокий уровень развития:экспериментальная группа –11 %;контрольная группа –7 %.Таким образом, можно сделать вывод о низком уровне развития творческого мышления.

Рис. 1. Методика "Использование предметов"

2.Методика «Слова». При обработке и оценке результатов мы определили, что большинство детей не могли придумать слова и повторяли те, которые произнес педагог (65 %).Некоторые дети справились с заданием более успешно, придуманные слова были оригинальны и интересны, но им потребовалось много времени, чтобы придумать слова. Многие слова придумывались с подсказками педагога (27%).Отсюда низкий уровень развития творческого мышления: экспериментальная группа –59 %;контрольная группа –56 %.Средний уровень развития:экспериментальная группа –30 %;контрольная группа –34 %.Высокий уровень развития:экспериментальная группа –11 %;контрольная группа –9 %.Таким образом, можно сделать вывод о среднем уровне развития творческого мышления.контрольная группаэкспериментальная группа0%20%40%60%80%низкий уровеньсредний уровеньвысокий уровеньконтрольная группаэкспериментальная группа

Рис. 2. Методика "Слова".

3. Методика «Эскизы».Приобработке и оценке результатов мы определили, что большинство детей испытывали трудности. Им было сложно представить воображаемые предметы, они затруднялись с ответом. Практически ничего оригинального в полученных эскизах дети не видели. Детям проще была дорисовать увиденные эскизы, нежели вообразить чтото и это описать. Тем не менее, при дорисовывании эскизов дети рисовали незначительное количество деталей, изображения напоминали схематичную форму передачи образа. При создании какогото объекта дети включали его в простой сюжет, полученные рисунки можно отнести ко второму типу анализа рисунков по методике О.М. Дьяченко (32%).К четвертому типу можно отнести рисунки 10% детей. Их рисунки были более сюжетные, детализированные, объекты изображения были болееоригинальными, творческими. Низкий уровеньразвития творческого мышления:экспериментальная группа –59 %;контрольная группа –57 %.Средний уровеньразвития:экспериментальная группа –30 %;контрольная группа –32 %.Высокий уровеньразвития:экспериментальная группа –10 %;контрольная группа –8 %.Таким образом, можно сделать вывод о среднем уровне развития творческого мышления.контрольная группаэкспериментальная группа0%20%40%60%80%низкий уровеньсредний уровеньвысокий уровеньконтрольная группаэкспериментальная группа

Рис. 3. Методика "Эскизы".

Актуальность нашего исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательнымиучреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие творческого мышления.Анализ современных психологопедагогических исследований позволил нам определить следующие психологопедагогические условия, способствующие развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста:1. Создание обстановки опережающей развитие детей.Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности;2. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности. Задача воспитателя –помочь организовать деятельность, сделать ее увлекательной, насыщенной;3. Системность в обучении детей;4. Обогащение опыта ребенка. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов деятельности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его мышления;5. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризует быстрота, гибкость, оригинальность, точность).В психологопедагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.контрольная группаэкспериментальная группа0%10%20%30%40%50%60%низкий уровеньсредний уровеньвысокий уровеньконтрольная группаэкспериментальная группаИсследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XXвека. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Ссылки на источники1.Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества [Текст]/ В.И. Андреев, Казань, 1998.2.Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольномвозрасте. М.: Иммапресс, 1999. 96 с.3.Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: методическое пособие [Текст]/ Бабаева, Ю.Д. –М. 19984.Барташникова И.Я. Барташников А.А. Учись играя: Тренировка интеллекта. Игра и тесты для детей 5–7 лет[Текст]/ Барташникова И.Я., Барташников А.А. –Харьков 1997. –412 с.5.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. [Текст]/ Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. –СПб.: издательство Буковского, 1994. –60 с.6.Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). [Текст]/Богат В., Нюкалов В. // Дошкольное воспитание. 1994 №1, С. 17–19.7.Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст]/ Венгер Н.Ю. // Дошкольное воспитание. 1982, №11, С. 32–38.8.Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей. –М.: Просвещение,1981.9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.,1991.93с.10.Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Выготский Л.Н. –СПб.: Союз, 1997. –92 с.11.Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. [Текст]/ Годфруа Ж. –М.: Мир, 1992. –460 с.12.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. [Текст]/ Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. –М.: Знание, 1994 –157 с.13.Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно –методическое пособие. Серия: Приглашение к творчеству. Издательство «Детство Пресс» 2006.14.Дункер, К.М. Психология продуктивного (творческого) мышления: Психология мышления/Пер. с англ./ [Текст]/ Под ред. А.М. матюшкина –М., Прогресс, 196615.Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. –Пенза: УниконТРИЗ.16.Журнал Веселая Академия. Развиваем воображение. Выпуск 7.17.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст]/ Заика Е.В. // Вопросы психологии, 1993, №2, С. 54–58.18.Зейц М. Пишем и рисуем пальчиками. Издательство ИНТ –2010.19.Крылов Е. Школа творческой личности [Текст]/Крылов Е. // Дошкольное воспитание. 1992, №8, С. 11–20.20.Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов / Пер. с англ. под ред. Е.И. Щебланова. М.: ИНТОР. 1995. –48 с.21.Левин В.А. Воспитание творчества. [Текст]/ Левин В.А. –Томск: Пеленг, 1993. –56 с.22.Лук А.Н. Психология творчества. [Текст]/ Лук А.Н. –М.: Наука, 1978. –125 с.23.Лубовский, Д.В. Диагностика креативности дошкольников/ Д.В.Лубовский //Психология обучения. 2005.№8, с. 8287.24.Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре. [Текст]/ Менджрицкаяд.В. –М.: Просвещение, 1982.25.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. [Текст]/ Михайлова З.А. –2изд. –М.: Просвещение. 1990–160 стр.

«Развитие креативного мышления у дошкольников

средствами игры»

Абсурд" href="/text/category/absurd/" rel="bookmark">абсурдными или невероятными.

Что такое творческое (креативное) мышление ?

Психологические составляющие творческой деятельности в свете современных научных исследований:

1. Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков и способность быстро перестроиться с одной идеи на другую.

2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.

3. Диалектичность – умение сформулировать противоречия и найти способ его разрешения.

4. Готовность к риску и ответственности за принятое решение.


Формирование креативного мышления у ребёнка-дошкольника

Возраст детей: 5-7 лет.

Задача, стоящая перед родителями:

Сформировать у детей следующие умения:

– воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

– угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

– воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

– узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;

– комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

– находить в двух или более объектах общие и различные признаки;

– узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

– переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

– составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект.

Основной принцип для родителей в воспитании ребёнка:

– поощрять ребёнка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество.

DIV_ADBLOCK161">


2. Упражнение «Назови всё круглое … (в этой комнате, на улице и т. д.)

3. Упражнение «Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названные признака.

Например: яркий жёлтый

Варианты заданий: пушистый – зелёный

Прозрачный – голубой,

Сильный – добрый,

Звонкий – громкий,

Сладкий – лёгкий.

4. Упражнение «Отгадывание загадок».

5. Игра «Лишнее слово». Назови лишнее слово.

Щука, карась, окунь, рак

Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик

Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова

Заяц, лось, кабан, волк, овца

Ухо, лицо, нос, рот, глаз

6. Игра «Назови отличие»

Найти как можно больше отличий: шкаф – телевизор

Магнитофон – собака

Книга – машина

Звонок – карандаш

Птица – самолёт

7. Игра «Поиск общего»

Найти общие признаки:

Телевизор – шкаф (и т. д.)

8. Игра «Группировка слов».

Сгруппировать слова и объяснить почему стрела, пчела, бабочка, - летающие объекты, коршун, воробей – птицы, пчела, бабочка – насекомые.

9. Составление рассказа по картинкам.

Примерная схема: - Что произошло до события, изображённого на картинке?

– Что думают нарисованные герои?

– Чем всё закончится?

10. Задачка-шутка: Если бы ты хотел приготовить завтрак для великана , чем бы ты стал отмерять следующие продукты:

– мука для оладий,

– молоко для питья,

– масло для оладий,

– яйца, соль, перец.

Сколько бы ты взял каждого продукта?

11. Придумывание окончания сказки. (Например: Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды она села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…).

12. Игра «Вывод»

– Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?

– Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый, самый худой?

Это надо знать родителям:

Отличительные черты одарённых детей:

1. Чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

4. Обладают большим словарным запасом. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5. Не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Он нуждается в поддержке, но не в слепой опеке.

7. Они обнаруживают обострённое чувство справедливости.

8. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

9. Обладают отличным чувством юмора.

10. Нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.