Евреи в мариуполе. Евреи в мариуполе Мариупольская еврейская община

В последнее время о судьбе еврейских общин Донецкой и Луганской области распространяется очень много слухов и недостоверной информации. Многим из них приходится работать в тяжелейших условиях, и лидеры общины не всегда могут публично информировать о мероприятиях, которые они осуществляют. Однако, место достоверной информации часто занимаю слухи, сплетни и недостоверные сообщения.

Так, о еврейской общине Мариуполя в последнее время появилось множество противоречивых сообщений - что детский сад и воскресная школа закрыты, что почти никого из общины не осталось, в том числе посланников и руководителей молодежных программ. Как всегда слухи оказались сильно преувеличены - открытие сезона в детском садике всего лишь отложено, вечерняя школа, как и в прошлые годы, начнет работать в праздники месяца Тишрей, раввина действительно нет в городе, но по совсем другим причинам, и все с нетерпением ждут радостной вести о пополнении в его семье, а лидер еврейской молодежи в Мариуполе Вусала Юсифова уехала на учебу, ее сменил Андрей Полюшкин, и сейчас в общине готовятся к старту нового молодежного проекта EnerJew, который состоится 17 сентября.

Мы рады опубликовать пресс-релиз, подготовленный еврейской общиной Мариуполя и пожелать им успехов в их непростой работе. Нам очень важно знать, что действительно происходит, ибо лучшее опровержение слухам - это достоверная, проверенная и оперативная информация. Мы желаем сайту Мариупольской общины публиковать больше новостей о еврейских событиях в Мариуполе, и напоминаем общинам других городов, что всегда готовы оказать им информационную поддержку и помочь им донести правду до мира. Разумеется, мы будем это делать только по просьбе этих общин, ибо мы понимаем, что сейчас положение многих из них более чем трудное.

Еврейская община Мариуполя: «М ы работаем в обычном режиме и готовимся встретить Рош А Шана »

В еврейскую общину Мариуполя поступает множество запросов, с просьбой рассказать сложившейся ситуации в ней, в связи с происходящими на Донбассе событиями. Отсутствие информации порождает множество слухов, поэтому, был подготовлен материал о том, что происходит в мариупольской еврейской общине на данный момент.

Каждому из нас хоть раз приходилось испытывать чувство ожидания, когда сердце рвется на части и замирает...

Только иногда это ожидание сопровождается болью и страхом, а растущая тревога не дает существовать. Вот с таким тревожным чувством ожидания войны и живет город Мариуполь сегодня.

На протяжении нескольких недель, атмосфера города как будто пропитана чувством опасности, страха и беспокойства. Закрытые магазины и офисы, банки и торговые центры, зачастую полупустые улицы и скверы и, конечно же, военные действия на подступах и окраинах города способствуют наращиванию этих чувств.

Не было привычной для нас праздничной суеты и предвкушения веселых массовых мероприятий в честь дня рождения Мариуполя, который в этом году отмечался 13 сентября.

Но все же, в это непростое для всех время, мариупольская еврейская община старается не падать духом, а с еще большим усердием, прикладывая максимальные усилия, продолжает работу и помогает своим прихожанам. В первую очередь речь идет, конечно же, о детях, ведь они как никто другой нуждаются в защите и поддержке. На данный момент мариупольская еврейская община остается единственной, которая не прекращает работу в последние месяцы, принимая к себе еврейские семьи из городов Донецкой области, оказавшихся в зоне военных действий, приезжающим порой всего с одним чемоданом, помогая им и обеспечивая кошерное питание всем желающим.

В первую декаду сентября многим семьям из еврейской общины Мариуполя, была оказана помощь во временном переезде из города в более безопасные районы Украины. Так, был организован переезд многих из них в центр «Алюмим» (г. Житомир), бесплатное проживание и четырехразовое кошерное питание в котором стало возможно благодаря помощи житомирской еврейской общины, при поддержке Федерации еврейских общин Украины и благотворительного фонда «Керен Ядидут». Некоторые семьи уехали в Днепропетровск, где еврейская община радушно приняла всех, предоставив им возможность проживания, кошерного питания, посещение школы и детского сада для детей.

Община не осталась равнодушной и к проблемам переселенцев из зон боевых действий, проживающих в городе. Акция «Делать добро просто!», направленная на сбор помощи жителям Луганской и Донецкой областей, временно переехавшим в Мариуполь, продолжает свою работу. Каждый желающий может обратиться в синагогу и дать цдаку, а также передать пожертвование в виде одежды, продуктов питания, игрушек и т.д.

В этом году был отложен старт образовательных программ, которые обычно начинаются в сентябре. Эти программы начнут свою работу, как только ситуация в городе стабилизируется и появится уверенность в безопасности наших детей. На неделе готовится старт новой образовательной программы для молодежи.

Однако, несмотря на все, большая часть еврейской общины остались в Мариуполе.

Регулярно собирается миньян, каждый день звучит шофар, и празднично проводятся встречи Шаббата, ведется работа по подготовке к череде осенних праздников месяца Тишрей. Открыта синагога, а офис общины работает в обычном режиме.

«Мы делаем все возможное, чтобы защитить наши семьи, ведь нет ничего дороже в мире, чем жизнь и здоровье наших детей и близких, - говорит главный раввин Мариуполя Менахем Мендел Коэн. - Как говорили наши мудрецы: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир». Мы любим наш город и хотим, чтобы община развивалась. Каждый день молимся за мир в Мариуполе и искренне верим, что Вс-вышний убережет его от тех ужасов и бед, которые обрушились на жителей Юго-востока Украины. Надеюсь, что мы сможем встретить наступающий 5775 год все вместе в синагоге Мариуполя, и что этот год будет хорошим и сладким».


Первым историком мариупольских евреев следует считать Александра Федоровича Петрашевского, преподававшего в старших классах Александровской мужской гимназии. Он всерьез занимался историей города и Приазовья, и когда в 1892 году вышла книга «Мариуполь и его окрестности», туда были включены многие его исследовательские материалы, в том числе и такие: «Мариупольская еврейская община. Синагога» и «Талмуд-Тора».

Никаких письменных источников, проливающих свет на появление первых евреев в Мариуполе А.Ф. Петрашевскому уже в то время обнаружить не удалось. Со слов старожилов он установил, что поселение евреев в этом городе началось с 1820 года. Еврейская же энциклопедия в 16 томах (год издания не обозначен, выходила в Санкт-Петербурге с 1906 по 1913 годы. Статья о Мариуполе написана не ранее 1910 года), не указывая источник, сообщает, что в начале XIX века в Мариуполе насчитывалось всего лишь несколько евреев-мещан.

Эти сведения представляются более точными, чем утверждение упомянутого «Адрес-календаря» Екатеринославской губернии за 1912 год, что евреи «большой волной хлынули» в Приазовье после ликвидации Запорожской Сечи (1775), то есть в XVIII веке.

По словам А.Ф. Петрашевского, первые посланцы-евреи приезжали сюда из Северо- и Юго-Западных губерний России. Пор профессии они были ремесленниками; устроившись здесь хорошо в материальном отношении, они списывались со своими земляками и приглашали в Мариуполь.

Однако в связи с тем, что в городе запрещалось селиться людям, не представляющим собой так называемых привилегированных греков, еврейское население в Мариуполе росло крайне медленно.

Так, в 1847 году еврейская община города состояла всего из 111 душ. Они считались иногородними, проживающими на промыслах.

После Крымской войны, когда началось бурное экономическое оживление края, значительно увеличился напор не греков – русских, украинцев, евреев и др., — желавших поселиться в Мариуполе. Греческая верхушка против этого возражала и подала в высшие инстанции прошение по поводу неприкосновенности дарованных им прав. В ответ последовало разъяснение Министерства внутренних дел, по которому иногородние получили право водворяться в городе Мариуполе, но – отдельно от греческого общества. Произошло это в 1859 году, и с тех пор начался бурный приток в город разноплеменного населения, в результате чего греки со временем составили в Мариуполе немногочисленное меньшинство.

Вот с того 1859 года и еврейское население города стало сравнительно быстро увеличиваться. «Переселенцы-евреи, — пишет А.Ф. Петрашевский, опекались греческим самоуправлением и судом, взаимные отношения между ними были довольно дружественны – это объясняется тем, что евреи-ремесленники не конкурировали с коренным населением в области промышленности и торговли».

Среди греков, населявших Мариуполь, было значительное число ремесленников, а среди евреев – немало торговцев. Так что конкурентами коренному населению (то есть грекам) евреи не были. Не могли быть. Поэтому аргумент А.Ф. Петрашевского не кажется мне убедительным. Зато очень важным представляется факт дружественных отношений между мариупольскими греками и евреями.

В связи с этим хочу напомнить печальный факт. Еврейские погромы начались в России с 20-х годов XIX века по инициативе греков (не мариупольских, заметьте!).

«С начала1821 г., а затем в1859 г. в Одессе и в1862 г. в Аккермане произошли первые нападения на евреев со стороны местного греческого населения. Занятые в одних и тех же экономических сферах, торговли и ремесленничестве, евреи и греки соперничали, что и привело к вспышкам насилия». (М. Золотоносов и В. Кельнер, «Сказания о погроме», «Дружба народов», 1993, № 5, стр. 186).

Хочу особо подчеркнуть такой непреложный исторический факт. Приазовье, оказавшееся в силу планомерного его заселения российским правительством, не менее пестрым по этническому разнообразию, чем иные районы Кавказа, тем не менее никогда за свою более чем двухвековую историю не знало кровавых столкновений на межнациональной основе. Не принижая другие народы, беру на себя смелость утверждать, что одна из важных причин этого явления кроется в природном миролюбии национального характера мариупольских греков, в их постоянном стремлении установить и поддерживать чисто экономические (а, следовательно, неизбежно и дружеские) связи с соседями независимо от их национальности. В этом отношении у них за плечами был многотысячелетний опыт, отложившийся в генах, отразившийся в национальном характере.

Переселенные из Крыма, где они две с половиной тысячи лет мирно жили в соседстве с самыми различными народами и племенами, греки попали в обширные, не освоенные степи Приазовья. Запорожцы в этом краю кормились рыболовством, но ни землепашеством, ни скотоводством не занимались – это зафиксировано самыми авторитетными источниками Сечи. По существу, греки начинали в этом отношении с нуля. И когда правительство России приняло решение отобрать у них часть дарованных им Екатериной II земель и поселить на них представителей других национальностей, они отнеслись к этому с пониманием. Точно так же благожелательно отнеслись они к переселению на их земли евреев и даже дали им, о чем речь еще впереди, приют, пока последние строили свои жилища.

Поначалу еврейская община Мариуполя молилась в нанимаемых помещениях и только в 1864 году сумела выстроить молитвенный дом на Харлампиевской улице (ныне дом № 6). Инициатива этой постройки принадлежала ремесленнику Абраму Фрейману.

Внутреннее убранство этой первой мариупольской синагоги было поначалу крайне примитивным. Позднее здесь соорудили новый кивот для хранения в нем святых свитков торы (один из них чудом сохранился до наших дней и находится в Мариупольском краеведческом музее), устроены скамьи для молящихся, эстрада для чтения в ней по субботам Священного писания и галереи для женщин.

В конце 1880-х годов на здании возвели купол, отличавший синагогу от смежных с ней «рядовых» зданий.

Среди тех, кто способствовал благоустройству первой мариупольской синагоги, следует назвать имя Л. Самойловича, отца будущего полярника с мировым именем Рудольфа (Рувима) Лазаревича Самойловича (1881-1938), основателя и первого директора Института Арктики, руководителя ряда полярных экспедиций на ледоколах «Красин», «Седов», «Русанов» и др.

Синагога была разрушена во время немецко-фашистской оккупации Мариуполя 1941-1943 гг. До последнего времени (1994) от нее сохранились только фундамент да арочные ворота. В примыкавшем к синагоге флигеле, где располагались подсобные помещения, а также бесплатное еврейское начальное женское училище, сейчас размещается вечерняя школа рабочей молодежи № 1. В 1995 году горисполком принял решение о передаче здания флигеля, прежде принадлежащего синагоге еврейской религиозной общине Мариуполя.

В 60-70-е годы XIX столетия еврейское население Мариуполя стремительно росло, и синагоги на Харлампиевской было уже недостаточно, чтобы удовлетворить нужды верующих.

В начале 1880-х голов еврейская общину купила у торговца Антона Чабаненко двор с постройками на Георгиевской улице и начала строить здесь второй молитвенный дом. Его открытие состоялось в 1882 году. «Одним из выдающихся инициаторов его открытия, говорится в книге «Мариуполь и его окрестности», был И.И. Авербах». Речь идет об отце знаменитого офтальмолога, академика Михаила Иосифовича Авербаха.

Уже в послевоенное время в этом здании хоральной синагоги Мариуполя располагалось медицинское училище, заочная средняя школа. Его никто не ремонтировал, и на наших глазах здание превратилось в руины. И случилось это не в сталинские 30-е годы, когда в воздух взлетали культовые здания всех религий, не во время гитлеровской оккупации, а в наши мирные дни…

Сохранилось здание синагоги на Николаевской, 28. Сейчас в нем расположен детский сад фирмы «Фея» (бывшая швейная фабрика им. Дзержинского).

Из документов следует, что еврейские молитвенные дома находились также на Итальянской и Митрополитской, но определить их точное местонахождение пока не удалось.

Пока малочисленная еврейская община не обживалась в Мариуполе, в середине 1840-х годов из еврейских местечек Прибалтики и Белоруссии началось переселение в приазовские степи.

Лев Яруцкий

«Евреи Приазовья»

2 years ago

Зимняя Вишня ПОДПАЛ ТЕРАКТ Расследование Кемерово Что случилось и кто виноват 9 нисана https://youtu.be/lyIYVKc6-ds ОТСАСЫВАЕТ КРОВЬ ОТ ОБРЕЗАНИЯ РТОМ https://coub.com/tags/metzitzah%20b"peh Пожар в торговом центре «Адмира́л» произошёл 11 марта 2015 года в Казани. Число погибших 17 На праздники все возгорания и жертвы. ПУРИМ «Великая суббота названа так потому, что именно в этот день произошло великое чудо, о котором рассказывает Мидраш: “Когда евреи выбрали в эту субботу свои пасхальные жертвы, первенцы народов мира пришли к ним и спросили: “Для чего это вам нужно?” Евреи ответили: “Это пасхальная жертва во имя Всевышнего, которую мы приносим для того, чтобы он уничтожил первенцев египтян”. ПРАЗДНИК уби**ва ДЕТЕЙ видео по тематике https://www.youtube.com/channel/UCznKBKOGulZuSa6_LSX2S4Q/videos парня подставили при попытке человеческого жертвоприношения https://youtu.be/wBzWOGYCZTE Немагия празднует пypим 2018! Видео- vk.com/wall-150498872_465 Фото- vk.com/wall-47135156_9889 Группа(ев. об.)- vk.com/public150498872 P.S. Один из админов группы дeниc тpитoнoв друг миxaилa пeчepckoго и владелец спорт-клуба "тpитoн". На видео тpитoнoв в зеленой футболки и очках! Т.к национальность у них через матерей - то подкладывают под них своих фитоняшек ради потомства, как и учил дедушка Абрам (Авраам). Ветхий Завет, глава 12: «Когда же он (Авраам) приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя». Здесь мы видим, как Авраам, пророк Господа Бога, становится сутенёром своей жены Сары. Далее Сара была взята в дом фараонов. Цитирую: «И Аврааму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды». Мы видим, что получил Авраам за торговлю своей женой немало даров от фараонов. И вот, когда его богатства были уже накоплены, тут вмешивается, кто бы вы думали? Правильно, Господь... На кого же обращает свой гнев Господь? Цитирую: «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Авраамову». Гоменташн («уши Амана»), традиционное блюдо на Пурим? что не так если есть "уши Амана" в честь отрубленных голов и пиршества в честь убийства? Трупоедство в ритуальных целях. Раввины то до сих пор кровь с члена при обрезании ртом отсасывают. Это нормально? Книги редактировались цензурой как и любые книги для собственного облагораживания. Доверять им нельзя. Да и по факту - печеньки есть? Есть!

В последние дни ряд сайтов стали распространять очередную фальшивку о якобы осквернении места расстрела мариупольских евреев. Еврейская община Мариуполя опровергла эту антиукраинскую ложь и выступила с официальным заявлением. Публикуем его полный текст. «Мариупольская еврейская община: сельскохозяйственные работы на месте массовых расстрелов евреев в пгт Агробаза не проводятся В последние несколько дней ряд СМИ опубликовали сообщение о том, что якобы на территории поселка Агробаза в районе трассы «Мариуполь–Мангуш» на участке, где в годы Второй мировой войны нацисты расстреляли тысячи евреев, ведутся сельскохозяйственные работы, и это является осквернением места массового захоронения.

Для того, чтобы эта недостоверная информация не распространялась, Мариупольская еврейская община подготовила официальное обращение для средств массовой информации и журналистов. На протяжении года еврейская община Мариуполя занимается проектом по восстановлению мест массовых расстрелов евреев на территории пгт Агробаза в октябре 1941 года.

В рамках этого проекта были проведены научные исследования в том числе путем сканирования почвы для точного определения расположения противотанкового рва и мест массовых расстрелов. Опираясь на полученные данные, информацию из городских архивов и архивов краеведческого музея, а также свидетельские показания очевидцев тех страшных событий, исследователи точно установили месторасположения рва и места массовых захоронений.

Опираясь на полученные данные, еврейская община Мариуполя официально заявляет: на территории массовых захоронений и в районе мемориального комплекса «Менора» никакие сельскохозяйственные работы не ведутся. 13 июня представители еврейской общины во главе с раввином Менахемом Менделом Коэном посетили на место захоронений, осмотрели ров и убедились, что никакие работы на этой территории не велись.

С тех пор они неоднократно посещали противотанковый ров, что еще раз подтверждает недостоверность информации о сельхозработах на его территории. Сегодня, 23 июня 2017 года, в связи с ажиотажем в средствах массовой информации, уполномоченные представители еврейской общины, курирующие проект по восстановлению мест массовых расстрелов евреев на территории пгт Агробаза, посетили как места расстрелов, так и спорную территорию, вокруг которой разгорелся скандал.

В присутствии председателя Бердянского сельсовета Ивана Ивановича Белозерцева, который оказывает всяческое содействие в реализации проекта, было определено, что территория массовых расстрелов и захоронений находится на 3 километра севернее спорного участка, и никакие сельскохозяйственные работы на ней не ведутся.

Карта, представленная как единственный документ, якобы подтверждающий, что противотанковый ров проходит через спорный участок, не имеет привязки к местности и является планом. В течении нескольких месяцев представители еврейской общины Мариуполя при содействии экспертов работали с этой картой, проводя привязку к местности, и неопровержимо установили, что край противотанкового рва проходил на километр восточнее спорного места.

Единственные работы, которые на сегодняшний день ведутся в районе мемориального комплекса «Менора» и мест захоронения, это работы по покосу травы и благоустройству территории, уборка сухостоя во избежание пожара в летнее время года. Представители еврейской общины регулярно приезжают на место ведения работ и держат под контролем данную ситуацию.

Община выражает благодарность председателю Ивану Белозерцеву за помощь и поддержку в охране и поддержании в порядке места захоронения. Просим распространить эту информацию среди журналистов, чтобы пресечь панику и распространение недостоверной информации». .

Еврейская община города Мариуполя Донецкой области выступила с обращением, в котором высказывает беспокойство сложившейся в городе ситуацией и выражает надежду на стабилизацию обстановки.

В обращении говорится:

«Мы, еврейская община города Мариуполя, как и все население нашего города, находимся в очень непростом и тревожном положении. Наш прекрасный зеленый город, расположенный на берегу Азовского моря, находится сейчас в эпицентре событий.

Многонациональные жители города, которые всегда отличались добротой, терпимостью, пониманием и толерантностью - попали в беду и пытаются выжить и вернуться в обычные будни.

После длительной суровой зимы, горожане с нетерпением ожидали прихода весеннего солнца и тепла, дарящего надежду и оптимизм, но вместо этого в городе поселился страх, опасение и напряженность.

Люди, оказались психологически не готовы к военным действиям, проходящим в центре города, в жилых районах, рядом с домами, садиками, школами и офисами.

Помещение синагоги находится прямо в эпицентре военных действий, но не смотря на это, мы продолжаем работать.

Все посланники Любавического Ребе в Украине в общинах, рядом с людьми. Они заботятся о подготовке к празднику Шавуот – празднику дарования Торы; проведению летних оздоровительных лагерей для детей и молодежи; поддерживают членов общины; дарят им надежду и опору.

Ежедневно по утрам и вечерам в нашей общине собирается миньян. Дети под усиленной охраной продолжают посещать учебу. Община празднует шабаты и праздники, работают все социальные и молодежные программы. Открыта для посещения Миква.

Гордость вызывают евреи Мариуполя, которые несмотря ни на что, находятся в общине и отпускают своих детей на занятия. Только мы, знаем какими усилиями физическими, моральными и материальными нам удается в это сложное время продолжать свою работу.

Наша община всегда была вне политики.

Наша задача – помогать людям, дать им возможность молиться, духовно развиваться, общаться в еврейской среде, давать традиционное еврейское образование нашим детям, поддерживать возрождение традиций, помогать нуждающимся, обеспечить еврейским бытием.

Мы молимся за мир и спокойствие для всех людей в нашем городе, нашей стране, во всем мире. Члены общины, как граждане этой страны имеют каждый свою точку зрения на сложившуюся ситуацию на Украине.

Община же вне политики. Мы помогали, и будет помогать изо всех сил всем евреям нашего города, невзирая на их политических пристрастиях и их гражданскую позицию.

Сейчас наш город в трудном положении: невзирая на то, что внешне сохраняется спокойствие, однако временами на улицах звучат выстрелы, льется кровь и горят здания.

Люди опасаются лишний раз выйти на улицу, прийти на молитву, с волнением и беспокойством отпускают своих детей на учебу, но вопреки всему, они с нами, они в общине.

Понимая напряжение людей их психологическое состояние - мы делаем все возможное для укрепления нашей безопасности – усиливаем охрану, системы контроля и видеонаблюдения, помогаем нуждающимся продуктами, оказываем психологическую помощь.

Мы просим Всех: добавляйте свет, сделайте мицву, зажгите свечи, оденьте Тфилин, почитайте Тегилим, давайте цдаку, помогайте бедным и нуждающимся, помолитесь за нас.

Не за нас конкретно, за всех жителей Украины. За то, чтобы был мир, чтобы не гибли люди любых национальностей и религий, чтобы дети не слышали автоматных очередей, чтобы не лилась кровь. Что бы в дома вернулись покой и на улицах вновь звучал детский смех.

Мы надеемся и молимся, за то, что в ближайшее время сложившаяся ситуация разрешиться. Мы уверенны в скорейшее лучшее будущее нашего города и нашей страны.

»Не нашел Всевышний сосуда для благословения лучше, чем мир".